Открытый урок чтения в 6 классе на тему «Без притчи века не изживешь»
Цель урока: привить у шестиклассников любовь к притчам.
Задачи:
- Раскрыть понятие «притча».
- Показать роль притчи в нашей жизни.
- Проанализировать несколько притч.
Форма урока: урок-беседа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тексты притч.
Ход урока
Слайд 1
Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный?
Какой человек самый близкий?
И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернёшь, а будущее ещё не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым…
Притча о счастье: слайд 2
-- Что это у тебя в руке?
-Счастье.
- А почему оно такое маленькое?
- Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое.
-Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное…
-Дай ладошку. Я поделюсь.
- Ой, оно такое тёплое…
- Нравится?
- Очень… Спасибо!
-Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке.
-Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- У тебя добавится твоего.
- Почему?
- Сама не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- Я знаю с кем поделиться этим чудом.
- Делись им. Ведь многим его не хватает.
Сегодня я тоже хочу подарить вам счастье – прикосновение к притчам. Надеюсь, что вы возьмёте с собой столько счастья, сколько захотите.
Так что же такое притча?
Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь. Своеобразие притчи в том, что в ней события не определены ни хронологически, ни территориально. В отличие от басни, которая сразу преподносит недвусмысленный вывод-мораль, притча имеет более свободную, «отрытую» форму: слушатель или читатель должен сам постичь её смысл, сделать вывод самостоятельно, что сближает притчу с загадкой. Будучи аргументом в беседе или споре, притча должна быть разгадана, т.е. сопоставлена, сопережита и понята в результате самостоятельных размышлений человека.
Вывести мораль из притчи, значит, сказав притчу, прибавить к ней поучительный вывод. Одна и та же притча может дать основания для нескольких выводов. Кроме того, в зависимости от ситуации одна и та же притча может восприниматься по-разному.
Притчу мы пересказываем, изменяем, вплетаем в повествование, распространяем, сокращаем.
- Давайте откроем тетради. Запишем число.
А теперь запишем, что такое притча.
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучения в иносказательной форме. Отличается от басни тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка (Литературный энциклопедический словарь под ред. Кожевниковой и Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987)
Ребята, Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определённый урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём.
Притчи – это источник мудрости.
Восточная притча «Всё в твоих руках» (слайд 3)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
просмотр видеоролика к притче (слайд 4)
- Выявление непонятных слов (Мастер, сомкнутые ладони, истина)
- Понравилась ли вам притча?
- Определение темы притчи ?
- Какая проблема поднята в притче?
(Она раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже своя судьба и положение дел во вселенной.)
- Что значит выражение «Всё в твоих руках»?
- Какой жизненный урок содержится в притче.
- О чём заставляет задуматься притча.
Бывают и песни-притчи. Широко известны притчи-песни Светланы Копыловой. Сейчас вы услышите в ее исполнении притчу «Бабочка». (слайд 5)
- Понравилась вам песня-притча?
- Чем она отличаете и чем похожа на восточную притчу «Все в твоих руках»?
Восточная притча «Всё оставляет свой след» (слайд 6, 7)
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
l Выявление непонятных слов (гнев, темперамент, самообладание)
l О чём эта притча? ( она учит таким нравственным качествам, как уважение к старшим, сдержанность, стремление к доброте).
l Как вы понимаете выражение «шрам останется»?
l Согласны ли вы с отцом или нет? Докажите
А теперь вы получаете «Притчу о мальчике и морских звёздах». Прочитайте внимательно притчу. Подумайте, о чем она? Какие жизненные уроки она приподносит нам?
«Притча о мальчике и морских звёздах» (слайд 8)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с
песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке ― миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян
ими на много километров.
― Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? ― спросил человек,
подходя ближе.
― Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется
отлив, то погибнут, ― ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
― Но это же просто глупо! ― закричал человек. ― Оглянись! Здесь миллионы
морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил
её в море и сказал:
― Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.
l Выразительное чтение текста
l Понравилась ли Вам притча?
l О чём эта притча? (притча показывает, что всем помочь мы не в силах, однако помочь кому-то одному мы можем.
l Почему мальчик не согласился с прохожим человеком?
А теперь обратимся к притче «Не обманывай» (слайд 9)
Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.
Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.
- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.
Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.
- Я себя не обманывал, - удивился сын.
- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.
l Понравилась ли вам эта история?
Как вы поняли, о чем она? (притча показывает учащимся, что говорить неправду – очень плохо. Обманывая людей, человек обманывает самого себя. Притча учит ребят говорить правду и не хитрить).
l Как бы вы поступили на месте юноши?
l В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?
l Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?
l Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?
l Какое название можно придумать к этой истории?
Подведение итогов
Подведем итог. Так что же на самом деле притча? (СЛАЙД 10)
- Притча всегда поучительна.
- Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости.
- Притча – это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае притчи, обладает невероятным могуществом.
Притча - это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи – «это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы» [6].
И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.
( СЛАЙД 11) Спасибо за внимание!
Литература
- Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009.
- http://www.youtube.com/watch?v=636oxemAYoI (Всё в твоих руках)
- http://www.youtube.com/watch?v=KKJOe7IhKSs (Всё оставляет свой след)
- http://psychology.oxnull.net/category/притчи-2/