foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Урок "Имя прилагательное как часть речи"


5 класс.

Цели урока:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока:  урок – открытие.

Методы и приемы:  исследовательская деятельность; работа по вариантам, работа с поэтическим текстом; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной «Картой путешествия».

Литература:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / – 4-е изд., дораб. – М.: просвещение, 2008. – С. 164 – 166.
  2. Раман Т.В.Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (М.: Просвещение): 5-й кл./ Т.В. Раман. – 2-е изд. М.: Издательство «Экзамен», 2007. – с. 246 – 248. Серия «Учебно-методический комплект».
  3. Русский язык: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.  - 32-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – с. 213 – 217.

Средства обучения:

- презентация учебного материала по теме «Имя прилагательное как часть речи»  на основе программы Microsoft Power Point;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

I. Орг. момент

Вступительное слово учителя.

Добрый день! Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

2 мин

II. Проверка домашнего задания

Домашняя работа не была задана

III.Формулирование темы и целей урока

Постановка целей и задач урока:

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (ученые, исследователи, открыватели).

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

Запишите тему урока.

2 мин

Слайд №1

IV. Изучение нового материала

Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути «Карта путешествия».

Открывать  ее мы будем постепенно.

Давайте  сначала посмотрим, какое же значение имеет имя прилагательное.

-  Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение № 566 на странице 214.

- Какой вывод вы можете сделать? Какую дополнительную информацию несет имя прилагательное?

- Правильно, прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда похожих предметов. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

- Скажите, пожалуйста, что обозначает имя существительное? А что же тогда обозначает имя прилагательное?

Вывод: Правильно, имя прилагательное обозначает признак предмета. Вот мы с вами и открыли значение имени прилагательного.

Вернемся снова к «Карте путешествия». Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.

- Ребята, перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его.

- Разделите тетрадь на две колонки. В первую выпишите прилагательные из этого стихотворения, оставив место для заголовка этой колонки.

-На какие вопросы отвечают прилагательные? Давайте озаглавим первую колонку. Запишите: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

- А теперь найдите прилагательные в этом стихотворении и выпишите их во вторую колонку. На какие вопросы они отвечают? Запишите ЧЕЙ? ЧЬИ?  в заголовок второй колонки.

- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы  Какой? Чей?

- Мы с Вами вновь возвращаемся к «Карте путешествия». Следующее открытие, которое нам предстоит, – это морфологические признаки прилагательного.

-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

I вариант – черемуха душистая

II вариант – небо ясное

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется  по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательные.

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа?(Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль.

-Внимательно посмотрите на предложения.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться?

Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.

Итак, ребята, мы открыли всю «Карту путешествия». Вы отличные исследователи! Так что же такое имя прилагательное?

23 мин

Слайд №2

Нажав ЗНАЧЕНИЕ, по гиперссылке открывается слайд №4

Один человек работает у доски, остальные в тетрадях

Ответы учеников

Слайд № 5

Ответы учеников

Слайд №6

Слайд № 2

Нажав на ВОПРОС, по гиперссылке открывается слайд №7

Вслух читает один из учащихся

Работа в тетради, один человек работает у доски

Слайд №8

Один человек работает у доски

Слайд №9

Слайд №2

Нажав МОРФОЛО-ГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ,  по гиперссылке открывается слайд № 10

Работа в тетради,

два ученика у доски

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №2

Нажав СИНТАКСИ-ЧЕСКАЯ РОЛЬ, по гиперссылке открывается слайд №13

Работа в тетради

Слайд №14

Слайд №2, нажав на ИМЯ ПРИЛАГА-ТЕЛЬНОЕ, по

гиперссылке открывается  слайд №3

V.Первичное формирование умений и навыков

А теперь потренируемся на практических заданиях.

-Внимательно посмотрите на слова. Какое слово является прилагательным?

- Следующее задание. Сколько имен прилагательных в стихотворении?

-Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения. Скажите, пожалуйста, каким членом предложения являются прилагательные в предложении: Красота нашей земли хрупкая и уязвимая.

-К данным прилагательным подберите по смыслу существительные.

- Ребята, я вам раздам карточки, в которых вы должны в скобках определить падеж, число и род  прилагательных.

КАРТОЧКА

Задание: обозначьте в скобках  падеж, число и род прилагательных.

В морозные дни солнце восходит багровое(                ), в тяжелом (                   ) дыму.  И в это утро поднялось такое солнце. На реке был слышен частый (                 ) стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими (                  ) облаками и задул по седым (               ) ивам ровный  (                  ) и теплый (                         ) ветер.

15 мин

Гиперссылка ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКЕ

Слайд №15

Слайд № 16

Слайд №17

Слайд № 18

Работа с раздаточным материалом

VI. Подведение итогов урока

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

2 мин

Фронтальный опрос

Оценить несколько учеников

VII. Домашнее задание

с. 217 (выучить правило), упр.567.

1 мин

Слайд №19

Слайд № 20

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика