Открытый урок в 5 классе
Тема урока: «Повторение изученного в начальных классах»
5 класс.
Тип урока: урок повторения и обобщения
Форма урока: урок-сказка
Цели урока:
1) повторить и обобщить изученный материал по теме; 2) повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках; 3) закрепить навык работы с орфограммами этого раздела; 4) уметь писать слова на изученные орфограммы; 5) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 6) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 7) воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству; 8) воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-сказка (слайд 1). На этом уроке мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.
- К какому типу сказок она относится?
- По каким законам строятся волшебные сказки?
- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
- Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы тоже встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича за Василисой Премудрой будет проходить через волшебный лес, хозяйкой которого является Королева Орфограмма. Без вашей помощи нашему герою с ней не справиться.
III. Путешествие по сказочному лесу
-Итак, в добрый путь!
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).
- Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
- Сл..зами горю не поможешь.
- Риск – благ..родное дело.
- В..лков бояться – в лес не х..дить.
Задание «Словарная разминка». Как следует писать непроверяемые гласные в корне слова? (Задание с диска: Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажер. (ОРФО Агент 2004 (версия 8.0)Проверка орфографии. «МедиаХауз»).
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми гласными.
1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик (слайд 3).
Взаимопроверка.
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь (слайд 4). Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.
Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?
Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.
Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?
Задание. По лексическому значению определите слово. Подчеркните в этих словах непроверяемые согласные (слайд 5).
Спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой – (баскетбол)
Спортивная игра с шайбой на льду – (хоккей)
Заплечный мешок с лямками и карманами для переноса вещей – (рюкзак)
Название дороги с твердым покрытием – (шоссе)
Коллекция засушенных растений – (гербарий)
Первый дневной прием пищи – (завтрак)
- Чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать согласную в корне слова?
Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова (слайд 6).
(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень (слайд 7). Обратился он к Ивану с такими словами: «Иван-царевич, какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ч, ш, щ? Какие есть слова-исключения?» Задумался Иван-царевич. Давайте ему поможем.
- Молодцы! Однако нужно выполнить еще одно задание на карточке по теме «Буквы и, у, а после шипящих» (Приложение 1).
IV. Физкультурная минутка
V. Путешествие по сказочному лесу (продолжение)
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц (слайд 8):
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала выполни карточку по теме «Разделительные ъ и ь» (Приложение 2).
- Ребята, давайте перед выполнением карточки вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает (слайд 9). Щука умной оказалась и решила проверить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». А вы знаете?
Задание: распределите в два столбика: меч, дочь, уж, тушь, ключ, дичь, кулич, страж, мышь (слайд 10).
С мягким знаком |
Без мягкого знака |
|
|
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга (слайд 11). Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич пишет предлоги с существительными (Приложение 3).
7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть» (слайд 12).
Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе!
- Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются…. (ОРФОГРАММА)
VI. Подведение итогов урока (слайд 13)
- Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок?
VII. Выставление оценок
Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.
VIII. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту.
Приложение 1
КАРТОЧКА
по теме «Буквы и, у, а после шипящих»
Задание 1. Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ. При затруднении используйте «Слова для справок», поставив слово в нужную форму.
Цветные __________________
Летучие ___________________
Колючие __________________
Душистые _________________
Густые ____________________
Проворные ________________
Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Печ...ть, нач...ло, ч…до, прич...лить, песч...ный, ч…ткость, угощ...ть, ч…деса, вращ...ть, щ…ка, случ...й, площ...дь, рощ..., саранч... .
Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ.
В глубинах океана почти нет света. Там размножаются только красные водоросли. По ж..дкому илу ковыляют десятиногие раки с длинными ч..вствительными щ..пальцами. проплывают во мраке удивительные рыбы с ш..рокими ртами. У одной совсем нет глаз. У другой глаза торчат как два телескопа.
(По М. Ильину)
Приложение 2
КАРТОЧКА
по теме «Разделительные ъ и ь »
- 1. Задание: вставьте пропущенную букву ь или ъ.
Сер(..)ёзная опасность, об(..)единиться с друз(..)ями, взять бар(..)ер, об(..)явить благодарность, под(..)ехать к под(..)езду, нес(..)едобный гриб, обез(..)яна с(..)ёжилась, вз(..)ерошенные вороб(..)и, необ(..)ятные просторы, в(..)ются над степ(..)ю, журчание руч(..)я, с(..)есть вермишель.
- 2. Задание: к данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания в форме родительного падежа.
Лисий – ______________________________________________
Волчий – _____________________________________________
Заячий – _____________________________________________
Медвежий – __________________________________________
Собачий – ____________________________________________
Барсучий – ___________________________________________
Кроличий – ___________________________________________
Кошачий – ____________________________________________
Приложение 3
КАРТОЧКА
по теме «Раздельное написание предлогов с именем существительным»
Задание: запишите сочетания слов, выбирая нужный предлог и образуя правильную форму слова. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, слитно или раздельно пишется предлог с существительным.
Работают (на, в) завод(..), прив(..)зти (с, из) магазин(..), приехать (с, из) Греции, поехать (на, в) Грецию, приедем (с, из) Урала, выгл(..)нул (с, из-за) угла, л(..)карство (от, для) г(..)л(..)вной бол(..), ук(..)зать (о, на) недостатк(..), г(..)ворить (о, за) дел(..).