foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Открытый урок в 5 классе

Тема урока: «Повторение изученного в начальных классах»

 

5 класс. 

Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма урока: урок-сказка

Цели урока: 

1) повторить и обобщить изученный материал по теме; 2) повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках; 3) закрепить  навык работы с орфограммами этого раздела; 4) уметь писать слова на изученные орфограммы; 5) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 6) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 7) воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству; 8) воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

 Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

 

Ход урока

 I. Организационный момент

 II. Актуализация знаний

 

Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-сказка (слайд 1). На этом уроке мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.

- К какому типу сказок она относится?

- По каким законам строятся волшебные сказки? 

- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?  

Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы тоже встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича за Василисой Премудрой будет проходить через волшебный лес, хозяйкой которого является Королева Орфограмма. Без вашей помощи нашему герою с ней не справиться.

III. Путешествие по сказочному лесу

 

-Итак, в добрый путь!

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).

- Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

  • Сл..зами горю не поможешь.
  • Риск – благ..родное дело.
  • В..лков бояться – в лес не х..дить.

Задание «Словарная разминка». Как следует писать непроверяемые гласные в корне слова? (Задание с диска: Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажер. (ОРФО Агент 2004 (версия 8.0)Проверка орфографии. «МедиаХауз»).

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми гласными.

1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик (слайд 3).

Взаимопроверка.

2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь (слайд 4). Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.

Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?

Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.

Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?

Задание. По лексическому значению определите слово. Подчеркните в этих словах непроверяемые согласные (слайд 5).

Спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой – (баскетбол)

Спортивная игра с шайбой на льду – (хоккей)

Заплечный мешок с лямками и карманами для переноса вещей –  (рюкзак)

Название дороги с твердым покрытием –  (шоссе)

Коллекция засушенных растений – (гербарий)

Первый дневной прием пищи – (завтрак)

Чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать согласную в корне слова?

Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова (слайд 6).

(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень       (слайд 7). Обратился он к Ивану с такими словами: «Иван-царевич, какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ч, ш, щ? Какие есть слова-исключения?» Задумался Иван-царевич. Давайте ему поможем.

- Молодцы! Однако нужно выполнить еще одно задание на карточке по теме «Буквы и, у, а после шипящих» (Приложение 1).

 IV. Физкультурная минутка

 V. Путешествие по сказочному лесу (продолжение)

 

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц (слайд 8):

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала выполни карточку по теме «Разделительные ъ и ь» (Приложение 2).

- Ребята, давайте перед выполнением карточки вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает (слайд 9). Щука умной оказалась и решила проверить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». А вы знаете?

Задание: распределите в два столбика: меч, дочь, уж, тушь, ключ, дичь, кулич, страж, мышь (слайд 10).

 

С мягким знаком

Без мягкого знака

 

 

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга (слайд 11). Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич  пишет предлоги с существительными (Приложение 3).

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть» (слайд 12).

Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе!

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются…. (ОРФОГРАММА)

 VI. Подведение итогов урока (слайд 13)

 - Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок?

 VII. Выставление оценок

 Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.

 VIII. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

Приложение 1

 

КАРТОЧКА

по теме «Буквы и, у, а после шипящих»

 

Задание 1. Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ. При затруднении используйте «Слова для справок», поставив слово в нужную форму.

Цветные __________________

Летучие ___________________

Колючие __________________

Душистые _________________

Густые ____________________

Проворные ________________ 

Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

 

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.

Печ...ть, нач...ло, ч…до, прич...лить, песч...ный, ч…ткость, угощ...ть, ч…деса, вращ...ть, щ…ка, случ...й, площ...дь, рощ..., саранч... .

 

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ.

В глубинах океана почти нет света. Там размножаются только красные водоросли. По ж..дкому илу ковыляют десятиногие раки с длинными ч..вствительными щ..пальцами. проплывают во мраке удивительные рыбы с ш..рокими ртами. У одной совсем нет глаз. У другой глаза торчат как два телескопа.

(По М. Ильину)

 

Приложение 2

 

КАРТОЧКА

по теме «Разделительные ъ и  ь »

 

  1. 1. Задание: вставьте пропущенную букву ь или ъ.

Сер(..)ёзная опасность, об(..)единиться с друз(..)ями, взять бар(..)ер, об(..)явить благодарность, под(..)ехать к под(..)езду, нес(..)едобный гриб, обез(..)яна с(..)ёжилась, вз(..)ерошенные вороб(..)и, необ(..)ятные просторы, в(..)ются над степ(..)ю, журчание руч(..)я, с(..)есть вермишель.

 

  1. 2. Задание: к данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания в форме родительного падежа.

Лисий – ______________________________________________

Волчий – _____________________________________________

Заячий – _____________________________________________

Медвежий – __________________________________________

Собачий – ____________________________________________

Барсучий – ___________________________________________

Кроличий – ___________________________________________

Кошачий – ____________________________________________

Приложение 3

 

КАРТОЧКА

по теме «Раздельное написание предлогов с именем существительным»

 

Задание: запишите сочетания слов, выбирая нужный предлог и образуя правильную форму слова. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, слитно или раздельно пишется предлог с существительным.

 

Работают (на, в) завод(..), прив(..)зти (с, из) магазин(..), приехать (с, из) Греции, поехать (на, в) Грецию, приедем (с, из) Урала, выгл(..)нул (с, из-за) угла, л(..)карство (от, для) г(..)л(..)вной бол(..), ук(..)зать (о, на) недостатк(..), г(..)ворить (о, за) дел(..).

 

Вложения:
Скачать этот файл (Prezentacia.pptx)Prezentacia.pptx[ ]5460 Кб

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика