foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Обобщающее повторение по теме "Имя прилагательное"

 

6 класс. 

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: урок – прогулка.

 

Ход урока.

Орг.момент.

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока. А называется оно «Сказка про краски». (видеоролик)

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

2. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: -Скажите, а как чсать речи нужна нам, чтобы рассказать об удивительном и разном (имена прилагательные).

- О чём же стихотворение?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?

(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).

 

- (слайд 2) Итак, сегодня на уроке мы совершим прогулку по стране «Имя прилагательное» и повторим все, что знаем об этой части речи.

Запишите число, классная работа. Тема «Урок обобщения по теме «Имя прилагательное».

 

3. Актуализация и обобщение знаний учащихся о грамматических признаках имени прилагательного

- Скажите, пожалуйста, что такое имя прилагательное?

Это часть речи, которая:

1.обозначает признак предмета

2.отвечает на вопросы Какой? Чей?

3.изменяется по числам, родам(в ед.ч.), падежам

4.прилагательные могут быть краткими и полными.

5. в предложении является определением или сказуемым.

 

 

 

- Какие разряды прилагательных Вы знаете? (качественные, относительные, притяжательные?

(качественные обозначают такой признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Относительные обозначают такой признак, которые не может быть в большей или меньшей степени. Обозначают материал, временные признаки

Притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? Чья? Чьё?)

 

Упражнение (слайд 3) .

Распределите прилагательные по столбикам.

Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай.

 

 

 

Запишем предложение.

Ослепительные облака плыли по небу.

Найдите прилагательное и выполните морфологический разбор.

Образец разбора в учебнике.

  1. Ослепительные  (какие?) – прил.
  2. Облака (какие?) ослепительные

Н.Ф. – ослепительный

П.п. качеств.,

Н.п. и.п., мн.ч.

  1. Облака (какие?) ослепительные (определение)

 

 

- Хорошо. Шагаем дальше по этой удивительной стране. Скажите, пожалуйста, каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании НЕ с прилагательным?

(слитно:

  1. 1. без НЕ не употребляется (неряшливый, небрежный)
  2. 2. можно заменить синонимом без НЕ (неправда – ложь)

раздельно:

1 есть противопоставление с союзом А

  1. 3. если к прилагательным относятся слова далека не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.)

 

 

Выполним задание по карточкам №1.

Итак. Спишите. Объясните написание НЕ с прилагательными.

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок; (не)высокий кустарник; (не)широкая, а узкая канава; (не)взрачный; (не)вежливый человек.

 

 

- Молодцы! Скажите, пожалуйста, правильно ли распределены слова по столбикам. (слайд 4) Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить правило, когда в прилагательных пишется суффикс –к-, а когда –ск- ?

Суффиксы прилагательных

- к -

- ск -

французкий

деревенский

низский

кавказкий

матросский

сельский

ткацкий

первомайский

дерзкий

туристкий

казацкий

немецский

испанский

апрельский

 

- Хорошо! А мы продолжаем нашу прогулку! Скажите, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, а когда две НН?

 

Перед Вами карточка №2.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки, стекля..ый шар, дли..ый путь.

 

 

Творческое упражнение «Сам себе редактор». (слайд5)

предлагаю Вам поработать редакторами. Найдите ошибки в следующих предложениях:

Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно употребил прилагательные, заменив их антонимами) Что такое антонимы?

- Вы должны устно отредактировать текст.

Запишите получившиеся прилагательные. Прочитайте, что у вас получилось.

 

 

 

Итоги урока. Рефлексия. Выводы. 

– Наш урок подходит к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?

Что вам понравилось? с каким настроением вы работали?

Оценки.

 

Домашнее задание:

Упр. 340 (слайд 6)

Спасибо за работу! (слайд 7)

 

 

Приложение

карточка №1.

Спишите. Объясните написание НЕ с прилагательными.

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок; (не)высокий кустарник; (не)широкая, а узкая канава; (не)взрачный; (не)вежливый человек.

 

 

карточка №2.  

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки, стекля..ый шар, дли..ый путь.

 

 

Творческое упражнение «Сам себе редактор».

Найдите ошибки в тексте:

Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя,

 

в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое

 

время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних.

 

А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

 

Вложения:
Скачать этот файл (imya_prilogatelnoe.pptx)imya_prilogatelnoe.pptx[ ]121 Кб

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика