Тема урока: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) научить грамотно использовать мягкий знак для обозначения мягкости предыдущего согласного; изучить написание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ; 2) развивать умение применять изученное орфографическое правило на практике; 3) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) развивать внимание учащихся; 6) воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка; 7) воспитывать умение работать коллективно и индивидуально.
Оборудование: компьютер, презентация №2, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
- Ребята, сегодня мы поговорим о мягком знаке и о его роли – обозначение мягкости согласных (слайд 1). Кроме обозначения мягкости согласных, мягкий знак может выполнять еще две роли: во-первых, указывать на грамматическое значение слова; во-вторых, являться разделительным мягким знаком.
- Задание: закончите стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце. Запишите эти слова (слайды 2, 3).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту ________.
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий ____.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит _____.
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл ______.
- Какие слова вы написали? (дверь, лось, рысь, карась).
- Что общего у данных слов? (Мягкий знак на конце слова). Подчеркните мягкий знак.
- Задание: запишите слова по парам и определите, чем различаются эти слова. Различия укажите в скобках (слайд 4).
Угол – уголь [ л ] – [л`]
Кон – конь [ н ] – [ н`]
Галка – галька [ л ] - [ л`]
Банка – банька [ н ] – [ н`]
- Чем отличаются друг от друга слова?
- Какая буква в этих словах указывает на мягкость предшествующего согласного?
- В каком месте (начале, конце, середине слова) может находиться Ь, указывающий на мягкость предшествующего согласного?
Вывод: в русском языке на конце и в середине слова перед согласным на мягкость предшествующего согласного может указывать Ь.
Начертите в тетрадях таблицу (слайд 5). Ее мы будем заполнять по мере изучения нового материала. Давайте заполним графу «Пишется» словами из предыдущего задания.
- Теперь посмотрите на слова «брошь, ложь» (записаны на доске). Мягкий знак в данных словах тоже обозначает мягкость согласных? (Нет, звуки [ж], [ш] всегда твердые. Мягкий знак здесь – показатель 3-го склонения). Таким образом, мягкий знак в данном случае указывает на грамматическое значение этих слов.
- Задание: найдите в этих словах мягкие согласные. Почему здесь нет Ь? (слайд 6).
Лев [ л’]
Люк [ л’]
Мяч [ м’ ]
Осёл [ с’]
Вывод: на мягкость согласного могут указывать еще и буквы е, ё, ю, я.
- Откроем учебник на странице 123. Прочитайте самостоятельно правило.
Обратите внимание на данные слова (слайд 7). Какое правило необходимо знать при написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ, ЧТ, РЩ и т.д.?
Впишем данные слова в таблицу (слайд 8).
Мы не заполнили последнюю графу «Запомни». Прочитаем правило на странице 124. Запишите примеры из этого правила в эту графу (слайд 8).
Первичное закрепление
-Упр. 296.
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Задание: найдите в словах указанную орфограмму. Объясните написания (слайд 9).
- Спишите, раскрывая скобки и обозначая орфограмму (слайд 10).
Подведение итогов урока
- Скажите, пожалуйста, когда для обозначения мягкости согласных мы пишем мягкий знак?
- Когда для обозначения мягкости мы не пишем мягкий знак?
Выставление оценок
Домашнее задание
§ 60. Упр. 297. Заполнить таблицу до конца (слайд 11).