foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) научить грамотно использовать мягкий знак для обозначения мягкости предыдущего согласного; изучить написание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ; 2) развивать умение применять изученное орфографическое правило на практике; 3) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) развивать внимание учащихся; 6) воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка; 7) воспитывать умение работать коллективно и индивидуально.

Оборудование: компьютер, презентация №2, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

 

 

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

- Ребята, сегодня мы поговорим о мягком знаке и о его роли – обозначение мягкости согласных (слайд 1). Кроме обозначения мягкости согласных, мягкий знак может выполнять еще две роли: во-первых, указывать на грамматическое значение слова; во-вторых, являться разделительным мягким знаком.

- Задание: закончите стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце. Запишите эти слова (слайды 2, 3).

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту ________.

 

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий  ____.

 

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит _____.

 

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл ______.

 

-  Какие слова вы написали? (дверь, лось, рысь, карась).

-  Что общего у данных слов? (Мягкий знак на конце слова). Подчеркните мягкий знак.

 

- Задание: запишите слова по парам и определите, чем различаются эти слова. Различия укажите в скобках (слайд 4).

Угол – уголь [ л ] – [л`]

Кон – конь [ н ] – [ н`]

Галка – галька [ л ] - [ л`]

Банка – банька [ н ] – [ н`]

- Чем отличаются друг от друга слова?

- Какая буква в этих словах указывает на мягкость предшествующего согласного?

- В каком месте (начале, конце, середине слова) может находиться  Ь, указывающий на мягкость предшествующего согласного?

Вывод: в русском языке на конце и в середине слова перед согласным на мягкость предшествующего согласного  может указывать  Ь.

Начертите в тетрадях таблицу (слайд 5). Ее мы будем заполнять по мере изучения нового материала. Давайте заполним графу «Пишется» словами из предыдущего задания.

- Теперь посмотрите на слова «брошь, ложь» (записаны на доске). Мягкий знак в данных словах тоже обозначает мягкость согласных? (Нет, звуки [ж], [ш] всегда твердые. Мягкий знак здесь – показатель 3-го склонения). Таким образом, мягкий знак в данном случае указывает на грамматическое значение этих слов.

- Задание: найдите в этих словах мягкие согласные. Почему здесь нет  Ь? (слайд 6).

Лев [ л’]

Люк [ л’]

 Мяч [ м’ ]

Осёл [ с’]

 Вывод: на мягкость согласного могут указывать еще и буквы  е, ё, ю, я.

- Откроем учебник на странице 123. Прочитайте самостоятельно правило.

Обратите внимание на данные слова (слайд 7). Какое правило необходимо знать при написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ, ЧТ, РЩ и т.д.?

Впишем данные слова в таблицу (слайд 8).

Мы не заполнили последнюю графу «Запомни». Прочитаем правило на странице 124. Запишите примеры из этого правила в эту графу (слайд 8).

Первичное закрепление

-Упр. 296.

Физкультурная минутка

Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Задание: найдите в словах указанную орфограмму. Объясните написания (слайд 9).

- Спишите, раскрывая скобки и обозначая орфограмму (слайд 10).

Подведение итогов урока

- Скажите, пожалуйста, когда для обозначения мягкости согласных мы пишем мягкий знак?

- Когда для обозначения мягкости мы не пишем мягкий знак?

Выставление оценок

Домашнее задание

§ 60. Упр. 297. Заполнить таблицу до конца (слайд 11).

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика