Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с правописанием з и с на конце приставок; 2) развивать умение правильно писать слова на изученную орфограмму; 3) развивать способность находить лишнее; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.
Оборудование: компьютер, презентация №3, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
- Тема урока «Буквы з и с на конце» (слайд 1). Посмотрите внимательно на эти слова (слайд 2). Произнесите слова первого столбика. Какой звук мы слышим в конце приставки? А почему мы слышим на конце приставки [c]? Какой звук идет дальше? Теперь произнесите слова второго столбика. Какой звук на конце приставки мы слышим в этих словах? Почему на конце приставки мы слышим [з]?
Обратите внимание на следующие приставки (слайд 3).
Давайте попробуем сформулировать правило (слайд 4).
III. Первичное закрепление
Очень хорошо! А теперь проверим ваши знания! (слайд 5).
- Упр. 423 на с. 175.
IV. Физкультурная минутка
V. Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Задание: замените словосочетание словом с тем же значением и приставками бес-, без- (слайд 6).
- Задание: вставьте пропущенные буквы, распределите слова по столбикам (слайд 7).
Самопроверка (слайд 8).
- Упр. 425 на с. 175.
- Задание «Третий лишний» (слайды 9 – 10).
- Объяснительный диктант.
1. Ласковым словом и камень растопишь. 2. Беспорядочный человек не проживёт в добре и век. 3. Бездонную бочку водой не растопишь. 4. Мальчику хотелось расспросить его о многом.
VI. Подведение итогов урока
- Выполнить письменно задания на карточках (по вариантам) (Приложение 11).
VII. Выставление оценок
VIII. Домашнее задание (слайд 11)
§ 83, упр. 424
Подготовиться к словарному диктанту (словарик).
(слайд 12).
КАРТОЧКА
по теме «Буквы з и с на конце приставок»
I вариант
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Сумерки ..гущаются; бе..следно и..чезнуть в темноте; бе..снежная зима; громко ра..смеяться; ..дание школы; ..жал руку; ..делал правильно; ..дешний климат; ..бил огонь; красивая ро..пись; ра..писаться в журнале; бе..численные вопросы; хмурый ра..свет.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в два столбика: 1) з на конце приставки; 2) с на конце приставки.
Ра..сыпать; в..дрогнуть; ра..писание; ..гибать; бе..ценный; бе..звучный; ..бросил; ро..сказни; бе..порядок; ..жег; бе..толковый; ра..ведчик; бе..цельный; ра..пилить; ра..чирикался; ..дуть; и..далека; бе..шумный; в..пахать; ..двинуть; бе..полезный.
з на конце приставки
|
с на конце приставки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II вариант
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Бе..звездная ночь; ра..целовать бабушку; ра..цвел под окном; ра..смотреть пейзаж; бе..связный ра..сказ; бе..сердечный человек; ра..спросить отца; ра..следовать до конца; точно ра..считать; точный ра..чет; бе..спорный ответ.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в два столбика: 1) з на конце приставки; 2) с на конце приставки.
Ра..сыпать; в..дрогнуть; ра..писание; ..гибать; бе..ценный; бе..звучный; ..бросил; ро..сказни; бе..порядок; ..жег; бе..толковый; ра..ведчик; бе..цельный; ра..пилить; ра..чирикался; ..дуть; и..далека; бе..шумный; в..пахать; ..двинуть; бе..полезный.
з на конце приставки
|
с на конце приставки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|