foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг-  –  -лож-»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с правописанием о – а в корне -лаг-  –  -лож-; 2) научить обосновывать выбор гласных в этих корнях; 3) развивать умение применять слова с данным корнем и правильно их писать; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) воспитывать уважение к языку.

Оборудование: компьютер, презентация №4, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

 

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания (слайд 1)

Фронтальный опрос:

- Когда в приставках на -з (-с) на конце пишется З, а когда С?

- Какие приставки на -з (-с) вы знаете?

- Приведите примеры слов на данную орфограмму.

- Выполним небольшое упражнение (слайд 2).

III.Изучение нового материала

- Ребята, тема нашего урока: «Буквы о – а в корне -лаг-  –  - лож-» (слайд 3).

Обратите внимание на эти слова (слайд 4). Сравните слова левого и правого столбиков.

- Чем же отличаются слова? (В левом столбике в корне а, в правом – о)

- Подумайте, от чего зависит написание букв а/о в конях этих слов? (от последующей согласной и наличия или отсутствия суффикса -а-).

- Итак, сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

В корне -лаг- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-  (слайд 5).

В корне -лож-в безударном положении буква о пишется, если за корнем нет суффикса а- (слайд 6).

В русском языке есть исключение из этого правила: ПОЛОГ  (слайд 7).

- Обратимся к толковому словарю Ушакова на сайте «gramota.ru». Полог, полога, мн. пологи-полога, пологов-пологов, м. Занавеска, закрывающая кровать. Опустить полог. Спать под пологом (т. е. за пологом). Деревянная двуспальная кровать за ситцевым пологом, желтым, с розовыми цветами (М.Горький). перен. Под пологом ночи. Под пологом небес.

Запиши слово «полог» в словарик.

Обратите внимание на алгоритм рассуждения при написании слов на изучаемую нами орфограмму (слайд 8).

IV.Первичное закрепление

- Задание. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные. Выделите корень. Обозначьте орфограмму в корне слова (слайд 9).

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Проверка результатов с помощью ключа (слайд 10).

V.Физкультурная минутка

VI.Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Упр. 435 на с. 178

- Задание. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания (слайд 11).

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

- Игра «Третий лишний» (слайд 12).

Запишите «лишнее» слово, графически объясните орфограмму.

Проверка результатов с помощью ключа (слайд 13).

- Задание. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож- (слайд 14).

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

- Запись под диктовку.

Простое предложение, положение дел, полагаться на друга, предложить помощь, расположение лагеря, перелагать стихи, изучать прилагательное, трудное положение, написать изложение.                                                 

VII.Подведение итогов.

- Итак. Сегодня мы с вами познакомились  с правописанием  чередующихся гласных а – о в корнях -лаг- – -лож-. Скажите, пожалуйста, когда пишем букву а, а когда о в корнях -лаг-, -лож-?

- Есть ли слова, написание которых мы запоминаем? (полог)

VIII.Выставление оценок

IX.Домашнее задание (слайд 15)

Правило (с. 177).

1 группа: Упр. 436 на с. 178.

2 группа: сочинить сказку, используя слова на орфограмму о/а в корнях -лаг- и -лож-.

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика