Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг- – -лож-»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с правописанием о – а в корне -лаг- – -лож-; 2) научить обосновывать выбор гласных в этих корнях; 3) развивать умение применять слова с данным корнем и правильно их писать; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) воспитывать уважение к языку.
Оборудование: компьютер, презентация №4, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (слайд 1)
Фронтальный опрос:
- Когда в приставках на -з (-с) на конце пишется З, а когда С?
- Какие приставки на -з (-с) вы знаете?
- Приведите примеры слов на данную орфограмму.
- Выполним небольшое упражнение (слайд 2).
III.Изучение нового материала
- Ребята, тема нашего урока: «Буквы о – а в корне -лаг- – - лож-» (слайд 3).
Обратите внимание на эти слова (слайд 4). Сравните слова левого и правого столбиков.
- Чем же отличаются слова? (В левом столбике в корне а, в правом – о)
- Подумайте, от чего зависит написание букв а/о в конях этих слов? (от последующей согласной и наличия или отсутствия суффикса -а-).
- Итак, сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.
В корне -лаг- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а- (слайд 5).
В корне -лож-в безударном положении буква о пишется, если за корнем нет суффикса –а- (слайд 6).
В русском языке есть исключение из этого правила: ПОЛОГ (слайд 7).
- Обратимся к толковому словарю Ушакова на сайте «gramota.ru». Полог, полога, мн. пологи-полога, пологов-пологов, м. Занавеска, закрывающая кровать. Опустить полог. Спать под пологом (т. е. за пологом). Деревянная двуспальная кровать за ситцевым пологом, желтым, с розовыми цветами (М.Горький). перен. Под пологом ночи. Под пологом небес.
Запиши слово «полог» в словарик.
Обратите внимание на алгоритм рассуждения при написании слов на изучаемую нами орфограмму (слайд 8).
IV.Первичное закрепление
- Задание. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные. Выделите корень. Обозначьте орфограмму в корне слова (слайд 9).
Излагать – …
Предлагать – …
Предполагать – …
Располагать – …
Слагать – …
Прилагать – …
Проверка результатов с помощью ключа (слайд 10).
V.Физкультурная минутка
VI.Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Упр. 435 на с. 178
- Задание. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания (слайд 11).
Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.
- Игра «Третий лишний» (слайд 12).
Запишите «лишнее» слово, графически объясните орфограмму.
Проверка результатов с помощью ключа (слайд 13).
- Задание. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож- (слайд 14).
Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)
- Запись под диктовку.
Простое предложение, положение дел, полагаться на друга, предложить помощь, расположение лагеря, перелагать стихи, изучать прилагательное, трудное положение, написать изложение.
VII.Подведение итогов.
- Итак. Сегодня мы с вами познакомились с правописанием чередующихся гласных а – о в корнях -лаг- – -лож-. Скажите, пожалуйста, когда пишем букву а, а когда о в корнях -лаг-, -лож-?
- Есть ли слова, написание которых мы запоминаем? (полог)
VIII.Выставление оценок
IX.Домашнее задание (слайд 15)
Правило (с. 177).
1 группа: Упр. 436 на с. 178.
2 группа: сочинить сказку, используя слова на орфограмму о/а в корнях -лаг- и -лож-.