foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Тема урока: «Буквы о – а в корне -раст- и - рос-»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) изучение орфографического правила написания о – а в корне -раст- – -рос-; 2) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 3) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 4) развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, строить текст-рассуждение; 5) воспитывать интерес к изучению русского языка, воспитывать умение работать в группах, парах, индивидуально.

Оборудование: компьютер, презентация №5, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

 

 

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания (слайд 1)

Фронтальный опрос:

- На прошлом уроке вы познакомились с чередованием гласных в корне слова. О каких корнях идёт речь?

- Когда в корне пишется буква А, а когда – буква О?

Приведите примеры.

- Задание: выписать слова с пропущенными буквами. Произвести орфографический разбор данных слов (слайд 2).

1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

4. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле..

6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. Нам предстоит с вами решить 3 лингвистические задачи. Первая из них поможет нам ответить на вопрос «О каком корне пойдет речь?». Чтобы узнать это, предлагаю выписать из загадок глаголы и выделить их корень (слайд 3). 

1)Что вниз вершиной растет? (сосулька)

2)Не сеют, не сажают, сами вырастают? (волосы)

3) Один лил, другой пил,  а третий зеленел да рос? (дождь, земля, трава)

4)На окне стоит горшок,

   Я там выращу цветок,

   Посмотреть  - не разберешь,

   Не растение, а еж. (кактус)

- Какое существительное нужно выписать из последней загадки?

- Какие согласные чередуются в корне?

- А гласные?

-  Как же, по-вашему, звучит тема сегодняшнего урока ? (слайд 4)

- А теперь – вторая задача, потруднее первой.

Смотрим на доску и попробуем сказать по таблице, когда же в корне -раст-        (-ращ-)/ -рос- пишется а, когда – о? От чего это зависит?         (слайды 5 – 9)

- Итак, запомним алгоритм рассуждения (слайд 10).

- Нам  осталось выполнить третью задачу: запомнить исключения из правила (слайд 11).

Первичное закрепление

А теперь посмотрим, что сказано об этой орфограмме в учебнике. Прочитаем правило. Совпали ли наши выводы с правилом правописания корня -раст-(-ращ-) /-рос-, данным в учебнике?

Молодцы, ребята!

- Упр. 437 на с. 179.

Физкультурная минутка

Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Игра-задача «Составь слово!» (2чел. на обратной стороне доски, все остальные – в тетрадях по вариантам) (слайд 12)

1 вариант:

Приставка из слова ЗАПАХ
Корень из слова ПОРОСЛЬ
Суффикс прошедшего времени из слова ПИСАЛ
Окончание из слова ПИРОГИ

 

2 вариант:

Приставка из слова ПРИЕЗД
Корень из слова ВЫРАЩЕННЫЙ
Суффикс из слова ДЕЛЕНИЕ
Окончание из слова МОРЕ

- Какие слова получились? Какое орфографическое правило спряталось в словах? (1 вариант – заросли, 2 вариант – приращение).

- Объяснительный диктант.

Листья растения, молода поросль, росток розы, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, отрасль промышленности.

- Упр. 439 (2 ученика выполняют это упражнение, работая с орфографическим словарем на сайте http://www.gramota.ru), остальные – упр. 438.

- Творческая работа (в группах) (слайд 13).

Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.

Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

Слова для справок: распол..жилась, зар..сла, пор..сль, распол..гался, зар..стающий, зар..сли.

Запись в тетрадь составленного текста.

Подведение итогов урока

- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

- От чего зависит написание букв о/а в корне –раст- и –рос-?

- Какие слова-исключения из этого правила вы знаете?

Выставление оценок

Домашнее задание (слайд 14)

1группа – придумать 5 загадок «Составь слово!»; 2 группа –  Упр. 441;

3 группа – составить кроссворд со словами на изученное правило.

Все: выполнить письменно карточку

КАРТОЧКА

по темам «Буквы о – а в корне -лаг- –  -лож-»

и « Буквы о – а в корне -раст--рос-»

 

Задание: распределите слова по видам орфограмм. Вставьте пропущенные буквы.

Предл..жение, р..стение, изл..жение, отр..сль, прил..гательное, возр..ст, р..сток, пол..жение, р..стительность, перел..гать, распол..жение, зар..сла.

 

Буквы о – а в корне -лаг- –  -лож-

Буквы о – а в корне -раст--рос-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика