Тема урока: «Буквы о – а в корне -раст- и - рос-»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) изучение орфографического правила написания о – а в корне -раст- – -рос-; 2) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 3) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 4) развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, строить текст-рассуждение; 5) воспитывать интерес к изучению русского языка, воспитывать умение работать в группах, парах, индивидуально.
Оборудование: компьютер, презентация №5, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (слайд 1)
Фронтальный опрос:
- На прошлом уроке вы познакомились с чередованием гласных в корне слова. О каких корнях идёт речь?
- Когда в корне пишется буква А, а когда – буква О?
Приведите примеры.
- Задание: выписать слова с пропущенными буквами. Произвести орфографический разбор данных слов (слайд 2).
1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.
2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.
3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.
4. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.
5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле..
6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.
Изучение нового материала
- Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. Нам предстоит с вами решить 3 лингвистические задачи. Первая из них поможет нам ответить на вопрос «О каком корне пойдет речь?». Чтобы узнать это, предлагаю выписать из загадок глаголы и выделить их корень (слайд 3).
1)Что вниз вершиной растет? (сосулька)
2)Не сеют, не сажают, сами вырастают? (волосы)
3) Один лил, другой пил, а третий зеленел да рос? (дождь, земля, трава)
4)На окне стоит горшок,
Я там выращу цветок,
Посмотреть - не разберешь,
Не растение, а еж. (кактус)
- Какое существительное нужно выписать из последней загадки?
- Какие согласные чередуются в корне?
- А гласные?
- Как же, по-вашему, звучит тема сегодняшнего урока ? (слайд 4)
- А теперь – вторая задача, потруднее первой.
Смотрим на доску и попробуем сказать по таблице, когда же в корне -раст- (-ращ-)/ -рос- пишется а, когда – о? От чего это зависит? (слайды 5 – 9)
- Итак, запомним алгоритм рассуждения (слайд 10).
- Нам осталось выполнить третью задачу: запомнить исключения из правила (слайд 11).
Первичное закрепление
А теперь посмотрим, что сказано об этой орфограмме в учебнике. Прочитаем правило. Совпали ли наши выводы с правилом правописания корня -раст-(-ращ-) /-рос-, данным в учебнике?
Молодцы, ребята!
- Упр. 437 на с. 179.
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Игра-задача «Составь слово!» (2чел. на обратной стороне доски, все остальные – в тетрадях по вариантам) (слайд 12)
1 вариант:
Приставка из слова ЗАПАХ
Корень из слова ПОРОСЛЬ
Суффикс прошедшего времени из слова ПИСАЛ
Окончание из слова ПИРОГИ
2 вариант:
Приставка из слова ПРИЕЗД
Корень из слова ВЫРАЩЕННЫЙ
Суффикс из слова ДЕЛЕНИЕ
Окончание из слова МОРЕ
- Какие слова получились? Какое орфографическое правило спряталось в словах? (1 вариант – заросли, 2 вариант – приращение).
- Объяснительный диктант.
Листья растения, молода поросль, росток розы, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, отрасль промышленности.
- Упр. 439 (2 ученика выполняют это упражнение, работая с орфографическим словарем на сайте http://www.gramota.ru), остальные – упр. 438.
- Творческая работа (в группах) (слайд 13).
Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.
Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
Слова для справок: распол..жилась, зар..сла, пор..сль, распол..гался, зар..стающий, зар..сли.
Запись в тетрадь составленного текста.
Подведение итогов урока
- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?
- От чего зависит написание букв о/а в корне –раст- и –рос-?
- Какие слова-исключения из этого правила вы знаете?
Выставление оценок
Домашнее задание (слайд 14)
1группа – придумать 5 загадок «Составь слово!»; 2 группа – Упр. 441;
3 группа – составить кроссворд со словами на изученное правило.
Все: выполнить письменно карточку
КАРТОЧКА
по темам «Буквы о – а в корне -лаг- – -лож-»
и « Буквы о – а в корне -раст- – -рос-»
Задание: распределите слова по видам орфограмм. Вставьте пропущенные буквы.
Предл..жение, р..стение, изл..жение, отр..сль, прил..гательное, возр..ст, р..сток, пол..жение, р..стительность, перел..гать, распол..жение, зар..сла.
Буквы о – а в корне -лаг- – -лож- |
Буквы о – а в корне -раст- – -рос- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|