Тема урока: «Буквы ё – о после шипящих в корне»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) познакомить с правописанием букв ё – о после шипящих в корнях слов; 2) формировать умение обосновывать выбор ё – о в корнях слов после шипящих; 3) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) развивать словарный запас учащихся; 6) воспитывать языковое чутье.
Оборудование: компьютер, презентация №6, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
I.Организационный момент
II.Изучение нового материла
- Ребята, сегодня Вы познакомитесь с новым видом орфограммы «Буквы ё – о после шипящих в корне» (слайд №1). Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
(На интерактивной доске написаны слова: жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк (слайд №2). Посмотрите на эти слова. Давайте расставим ударение в этих словах и выделим корень.
- Итак, в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё (слайд №3). Попробуем подобрать к этим словам однокоренные слова (слайд № 4). Значит можно сделать вывод: ё чередуется с е, ударение может переходить на другой слог, а может и оставаться на этом слоге.
- Ребята, в некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить (слайд № 5).
- В корне слова после шипящих под ударением пишется О только в словах исключениях. Давайте запишем их в словарик (слайд № 6).
III.Первичное закрепление.
- - Теперь откроем учебник на странице 180 и прочитаем правило. Теперь закройте учебники, повернитесь к своему соседу по парте и расскажите ему правило.
- Упр. 442 (один человек у доски, остальные в тетрадях).
IV.Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Упр. 443.
- Задание «Угадай словечко!».
Записать слова с буквами ё, о после шипящих в корне, которые соответствуют данным лексическим значениям (слайд 7):
Тонкая верёвка (бечёвка).
Прядь волос, падающая на лоб (чёлка).
Кратный двум (чётный).
Изысканно нарядный человек (щёголь).
Изделие для чистки (щётка).
Водитель автомобиля (шофёр).
- Задание: спишите, отгадайте загадки, вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму «Буквы ё – о после шипящих в корне слова» (слайд 8).
Синий мундир,
Ж..лтая подкладка,
В середине сладко. (слива)
Сама холодная,
А людей жж..т. (крапива)
Ч..рный, проворный,
Кричит «крак», червякам враг. (грач)
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Ш..рохом пугает мышку. (ветер)
- Выполнить по вариантам задания на карточках (Приложение 4).
V.Подведение итогов урока
Итак, подведем итоги сегодняшнего урока. Скажите мне, пожалуйста, какую орфограмму мы сегодня изучили? Какая буква – о или ё – как правило, пишется в корне слова после шипящих? Как определить, какую из этих гласных писать? Какие есть слова исключения?
Чтобы подвести итог урока, учащимся предлагается выполнить упражнение с диска «Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта». Задание выполняется индивидуально за компьютером (слайд 9).
VI.Домашняя работа
§ 86 на странице 180, упр. 444 (слайд 10).