foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Тема урока: «Буквы ё о после шипящих в корне»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) познакомить с правописанием букв ёо после шипящих в корнях слов;  2) формировать умение обосновывать выбор ёо в корнях слов после шипящих; 3) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) развивать словарный запас учащихся; 6) воспитывать языковое чутье.

Оборудование: компьютер, презентация №6, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Изучение нового материла

- Ребята, сегодня Вы познакомитесь с новым видом орфограммы «Буквы ёо после шипящих в корне» (слайд №1). Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

(На интерактивной доске написаны слова: жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк (слайд №2). Посмотрите на эти слова. Давайте расставим ударение в этих словах и выделим корень.

- Итак, в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё (слайд №3).  Попробуем подобрать к этим словам однокоренные слова (слайд № 4).  Значит можно сделать вывод: ё чередуется с е, ударение может переходить на другой слог, а может и оставаться на этом слоге.

- Ребята, в некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить (слайд № 5).

- В корне слова после шипящих под ударением пишется О только в словах исключениях. Давайте запишем их в словарик (слайд № 6).

III.Первичное закрепление.

- - Теперь откроем учебник на странице 180 и прочитаем правило. Теперь закройте учебники, повернитесь к своему соседу по парте и расскажите ему правило.

- Упр. 442 (один человек у доски, остальные в тетрадях).

IV.Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Упр. 443.

- Задание «Угадай словечко!».

Записать слова с буквами ё, о после шипящих в корне, которые соответствуют данным лексическим значениям (слайд 7):

Тонкая верёвка (бечёвка).

Прядь волос, падающая на лоб (чёлка).

Кратный двум (чётный).

Изысканно нарядный человек (щёголь).

Изделие для чистки (щётка).

Водитель автомобиля (шофёр).

- Задание: спишите, отгадайте загадки, вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму «Буквы ё – о после шипящих в корне слова» (слайд 8).

Синий мундир,

Ж..лтая подкладка,

В середине сладко. (слива)

Сама холодная,

А людей жж..т. (крапива)

Ч..рный, проворный,

Кричит «крак», червякам враг. (грач)

Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Ш..рохом пугает мышку. (ветер)

- Выполнить по вариантам задания на карточках (Приложение 4).

V.Подведение итогов урока

Итак, подведем итоги сегодняшнего урока. Скажите мне, пожалуйста, какую орфограмму мы сегодня изучили? Какая буква – о или ё – как правило, пишется в корне слова после шипящих? Как определить, какую из этих гласных писать? Какие есть слова исключения?

Чтобы подвести итог урока, учащимся предлагается выполнить упражнение с диска «Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта». Задание выполняется индивидуально за компьютером (слайд 9).

VI.Домашняя работа

§ 86 на странице 180, упр. 444 (слайд 10).

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика