Тема урока: «Буквы и – ы после ц»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с условием выбора правописания и – ы после ц в корнях, в словах на -ция, в окончаниях, в суффиксах; 2) формировать умение применять на практике полученные знания; 3) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) развивать устную монологическую речь учащихся: 6) воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, презентацию №7, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
«Назови слово по картинке» (слайд 1).
На экране поочередно появляются рисунки, учащимся необходимо записать слово и выделить орфограмму (слайд 2 – 4).
Взаимопроверка: расчёска, шоколад, жокей, жонглер, шофер, жёлудь, шорты, жёлтый, пчёлы, щётка, крыжовник, шоссе.
Изучение нового материала
- Ребята, представьте, что нам предстоит написать такую фразу: «Ц…ган на лекц… листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты» (слайд 5). Произнесите слова вслух. Какой звук после Ц слышится на месте пропусков? (звук [ы]). Посмотрите, как пишутся эти слова. Спишите.
- Давайте посмотрим какие же буквы пишутся на месте пропусков (слайд 5). Итак, перед нами встаёт выбор написания буквы И или Ы. В одних словах пишется буква И – на лекции, цитаты, в других – буква Ы – цыган, страницы, Синицын.
Скажите пожалуйста, как называется орфограмма, которую мы будем сегодня изучать? (Буквы и – ы после ц) (слайд 6).
- Буква Ц похожа на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона(слайд 7). В корнях слов и в словах на –ция пишется буква И. В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы.
Однако есть слова-исключения, которые легко запомнить фразой: «Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул «Цыц!» (слайд 8) (мнемонический приём: хоровое проговаривание фразы, содержащей исключения. Запись в «Словарь трудных слов»).
Физкультурная минутка
Первичное закрепление
- Откроем учебник на с. 182 (§ 87) и прочитаем правило.
- Упр. 446
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
Задание «Творческий диктант» (слайд 9)
По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание.
Задание «Проверь себя» (1 и 2 вариант): выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограмму (слайд 10).
Способ проверки: взаимопроверка.
Упр. 448.
Запись под диктовку.
Получить консультацию, прослушать лекцию, правильно написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой, встать на цыпочки, расположиться на циновке, увидеть цыгана, любить цирк.
Вставьте пропущенные буквы (устно), объясните. Знаете ли вы, откуда эти предложения и кто их автор? (слайд 11)
На лисиц…ны приветливы слова
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Ц…ганы шумною толпою по Бессарабии кочуют.
Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
Плутовка к дереву на ц…почках подходит.
Ц…плят по осени считают.
Объяснительный диктант.
Подведение итогов урока (слайд 12)
Выставление оценок
Домашнее задание (слайд 13)
Упр. 449 (устно).
Контрольные вопросы на с. 183.