foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

1) обучить учащихся делению существительных на собственные и нарицательные; 2) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 3) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 4) развивать словарный запас учащихся; 5) воспитывать интерес к уроку русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация №8, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

- Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные» (слайд 1).

Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Существительные собственные – это название отдельных лиц, единичных предметов (например, Анна, Москва). Существительные нарицательные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (например, человек, птица) (слайд 2).

Рассмотрим более подробно имена собственные (слайды 3, 4). Обратим внимание на таблицу, в которой приведено много примеров собственных существительных, прочитаем их, обсудим и постараемся запомнить (слайды 5, 6).

Ещё один важный момент, который стоит запомнить. Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные – в собственные (слайд 7).

Первичное закрепление

- Упр. 483.

Физкультурная минутка

Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Объяснительный диктант.

1. С большим интересом мы обсуждали повесть Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». 2. В кинотеатре «Россия» шел новый фильм.

- Задание: запишите нарицательные существительные, соответствующие картинкам. Подберите к первому столбику имена собственные (слайд 8).

- Задание: сначала выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, в которых имена нарицательные употреблены как имена собственные. Вставьте пропущенные орфограммы; Постройте схему третьего предложения (слайд 9).

- Упр. 492 (устно).

- Задание: выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные существительные, соотнеся их друг с другом  (слайд 10).

Способ проверки – самопроверка (слайд 11).

- Задание: Спишите текст.Найдите собственные имена существительные, произведите орфографический разбор (слайд 12).

Образец: Россия – собств. (название страны), Мария – собств. (имя)

Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде… Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир…

Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий…

Земляные валы: Белозерский, Дмитровский…

Башни: Сухаревская…

Ворота: Красные, Мясницкие…

Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли.

Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..

(отрывок из дневника А. Яшина)

-Используя толковый словарь, объясните значение слов детинец, вал.

- Давайте ответим на вопросы, поставленные автором.

- Текст Яшина был написан в шестидесятые годы 20 века. Изменилось ли в наше время отношение к памятникам старины?

Подведение итогов урока

- Выполнить письменно карточку на изученную орфограмму (КАРТОЧКА по теме «Имена существительные собственные и нарицательные») (Приложение 4).

Выставление оценок

Домашнее задание (слайд 13)

Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов.

 Расскажите (устно), за что вы любите названное вами произведение.

КАРТОЧКА

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

1.Задание: приведи по 5 примеров собственных имен существительных в каждую колонку.

Фамилия Имя Отчество Название реки Название города Кличка животного

 

2.Задание: напишите напротив имени собственного созвучное ему имя нарицательное, пояснив его значение в скобках.

Орёл (название города) – ____________ (                                                          );

«Огонёк» (название журнала) – ____________ (                                               );

Лев (имя) – ____________ (                                                                     );

«Сентябрь» (стихотворение Н.А. Заблоцкого) – ____________ (                     );

Даль (фамилия русского писателя,   составителя «Толкового словаря…» – ____________ (                                      );

Близнецы (знак зодиака) – ________________  (                                               );

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика