Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
1) обучить учащихся делению существительных на собственные и нарицательные; 2) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 3) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 4) развивать словарный запас учащихся; 5) воспитывать интерес к уроку русского языка.
Оборудование: компьютер, презентация №8, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
- Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные» (слайд 1).
Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Существительные собственные – это название отдельных лиц, единичных предметов (например, Анна, Москва). Существительные нарицательные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (например, человек, птица) (слайд 2).
Рассмотрим более подробно имена собственные (слайды 3, 4). Обратим внимание на таблицу, в которой приведено много примеров собственных существительных, прочитаем их, обсудим и постараемся запомнить (слайды 5, 6).
Ещё один важный момент, который стоит запомнить. Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные – в собственные (слайд 7).
Первичное закрепление
- Упр. 483.
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Объяснительный диктант.
1. С большим интересом мы обсуждали повесть Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». 2. В кинотеатре «Россия» шел новый фильм.
- Задание: запишите нарицательные существительные, соответствующие картинкам. Подберите к первому столбику имена собственные (слайд 8).
- Задание: сначала выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, в которых имена нарицательные употреблены как имена собственные. Вставьте пропущенные орфограммы; Постройте схему третьего предложения (слайд 9).
- Упр. 492 (устно).
- Задание: выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные существительные, соотнеся их друг с другом (слайд 10).
Способ проверки – самопроверка (слайд 11).
- Задание: Спишите текст.Найдите собственные имена существительные, произведите орфографический разбор (слайд 12).
Образец: Россия – собств. (название страны), Мария – собств. (имя)
Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде… Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир…
Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий…
Земляные валы: Белозерский, Дмитровский…
Башни: Сухаревская…
Ворота: Красные, Мясницкие…
Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли.
Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..
(отрывок из дневника А. Яшина)
-Используя толковый словарь, объясните значение слов детинец, вал.
- Давайте ответим на вопросы, поставленные автором.
- Текст Яшина был написан в шестидесятые годы 20 века. Изменилось ли в наше время отношение к памятникам старины?
Подведение итогов урока
- Выполнить письменно карточку на изученную орфограмму (КАРТОЧКА по теме «Имена существительные собственные и нарицательные») (Приложение 4).
Выставление оценок
Домашнее задание (слайд 13)
Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов.
Расскажите (устно), за что вы любите названное вами произведение.
КАРТОЧКА
по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
1.Задание: приведи по 5 примеров собственных имен существительных в каждую колонку.
Фамилия | Имя | Отчество | Название реки | Название города | Кличка животного |
2.Задание: напишите напротив имени собственного созвучное ему имя нарицательное, пояснив его значение в скобках.
Орёл (название города) – ____________ ( );
«Огонёк» (название журнала) – ____________ ( );
Лев (имя) – ____________ ( );
«Сентябрь» (стихотворение Н.А. Заблоцкого) – ____________ ( );
Даль (фамилия русского писателя, составителя «Толкового словаря…» – ____________ ( );
Близнецы (знак зодиака) – ________________ ( );