Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
1) научить правильному написанию падежных окончаний имён существительных в единственном числе; 2) научить выделять ключевые признаки орфограммы, составлять алгоритм действий и применять его; 3) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) формировать навыки исследовательской и коллективной работы.
Оборудование: компьютер, презентация №9, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
- Мы знаем о падежах, склонении. Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного? (предполагаемый ответ: можно)
- А какие буквы мы можем спутать?(-е и -и)
- Сегодня мы научимся писать правильно падежные окончания большинства существительных, причём сами найдёте опасные падежи, составите таблицу, а главное, составите алгоритм для правильного написания окончания. А потом мы вместе его проработаем и закрепим.
Тема нашего урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (слайд 1).
Проверка домашнего задания
- Давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках. Вставьте пропущенные слова: (слайд 2):
В русском языке … падежей (6)
Изменение слова по падежам называется … (склонением)
При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)
При склонении слова изменяется его … значение (грамматическое значение)
В русском языке … типа склонения (3)
Изучение нового материала
Постановка проблемного вопроса:
- Посмотрите на диалог двух учеников (слайд 3):
- У меня в тетради 12 листов.
- А в моей тетрадке – 24 листа.
- Почему дети написали разные окончания? Как вы думаете, от чего это зависит? (от типа склонения и падежа)
- Сейчас вы займётесь исследованием и выясните, как правильно писать падежные окончания существительных и что для этого нужно знать.
Работа в группах
- Работать будете в группах, поэтому вспомним правила работы:
Внимание! Оцениваются ответы и культура работы группы. Все члены группы получают одинаковую оценку. Учитель может выбрать любого из группы для ответа на любой вопрос. Члены группы могут дополнять ответ. Будь уверен в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несёт каждый.
Задание № 1: просклоняйте по 2 слова с ударным окончанием каждого типа склонения: луна, земля (1 скл.), конь, окно (2 скл.), печь, степь (3 скл.) (слайд 4).
Задание № 2: в тетради составьте таблицу окончаний (обратите внимание на вариативность – и –ы)
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | -и (-ы) | - | -и |
Д.п. | -е | - | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Опорные слова | луна, земля | конь, окно | печь, степь |
Проверка – таблица на экране (слайд 5).
Дополнительный вопрос: почему в таблице именно эти падежи?
Какой вывод вы можете сделать: когда пишется в падежных окончаниях -е, а когда -и?
Задание №3: просклоняйте существительные на -ия, -ий, -ие: армия, санаторий, произведение (слайд 6).
Обратите внимание на окончания в родительном, дательном и предложном падежах. Какой вывод вы можете сделать? (слайд 6)
Задание № 4: - составьте алгоритм правильного написания падежного окончания существительного: 1 группа – полный алгоритм, 2 группа – с использованием слов-подсказок, т.е. слов с ударным окончанием (после обсуждения в группе к доске выходят по представителю от каждой группы и записывают 2 варианта алгоритма).
Проверка:
1 группа:
1. поставить слово в н.ф.
2. определить склонение
3. определить падеж
4. по таблице определить окончание
5. написать правильную букву.
2 группа:
1. поставить слово в н.ф.
2. определить склонение
3. подобрать опорное слово
4.поставить опорное слово в тот же падеж
5. написать окончание, как в опорном слове
- Молодцы! Вы настоящие исследователи! А теперь соберем воедино оба составленных алгоритма и получим алгоритм, которым и будем пользоваться сегодня на уроке (слайд 7).
Попробуйте рассказать правило по данному алгоритму.
Первичное закрепление
- упр. 530
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Объяснительный диктант.
Вдоль дороги, около оранжереи, запах полыни, из поездки по Америке, первенство в соревновании, быть на лекции, по тропинке к станции, книги по истории, говорить о воспитании, спустился на парашюте, в огромно здании.
Подведение итогов урока
- Карточка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных» (Приложение 4).
Выставление оценок
-Как вы оцениваете вашу работу в группе?
Домашнее задание (слайд 8)
КАРТОЧКА
по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Задание: вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных.
Это лето мы с товарищ .. м провели у моей бабушк .. в деревн .. . Деревня расположилась далеко от станц .. , на берегу узкой, но глубокой речк .. .
По утрам мы бегали к речк.. купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуг.. отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в вод.. .
Если на неб.. нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купан .. залезаем в густые заросл.. малины. Они растут у самой кромк .. воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдых .. .
(По В. Пескову)