foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Цели урока:

1) научить правильному написанию падежных окончаний имён существительных в единственном числе; 2) научить выделять ключевые признаки орфограммы, составлять алгоритм действий и применять его; 3) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) формировать навыки исследовательской и коллективной работы.

Оборудование: компьютер, презентация №9, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

- Мы знаем о падежах, склонении. Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного? (предполагаемый ответ:  можно)

- А какие буквы мы можем спутать?(-е и -и)

- Сегодня мы научимся писать правильно падежные окончания большинства существительных, причём сами найдёте опасные падежи, составите таблицу, а главное, составите алгоритм для правильного написания окончания. А потом мы вместе его проработаем и закрепим.

Тема нашего урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (слайд 1).

Проверка домашнего задания

-  Давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках. Вставьте пропущенные слова: (слайд 2):

В русском языке … падежей (6)

Изменение слова по падежам называется … (склонением)

При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)

При склонении слова изменяется его … значение (грамматическое значение)

В русском языке … типа склонения (3)

Изучение нового материала

Постановка проблемного вопроса:

 - Посмотрите на диалог двух учеников (слайд 3):

- У меня в тетради 12 листов.

- А в моей тетрадке – 24 листа.

- Почему дети написали разные окончания? Как вы думаете, от чего это зависит? (от типа склонения и падежа)

- Сейчас вы займётесь исследованием и выясните, как правильно писать падежные окончания существительных  и что для этого нужно знать.

Работа в группах

- Работать будете в группах, поэтому вспомним правила работы:

Внимание! Оцениваются ответы и культура работы группы. Все члены группы получают одинаковую оценку. Учитель может выбрать любого из группы для ответа на любой вопрос. Члены группы могут дополнять ответ. Будь уверен в себе.  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несёт каждый. 

Задание № 1: просклоняйте по 2 слова с ударным окончанием каждого типа склонения: луна, земля (1 скл.), конь, окно (2 скл.), печь, степь (3 скл.)         (слайд 4).

Задание № 2: в тетради составьте таблицу окончаний (обратите  внимание на вариативность – и –ы)

Падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -и (-ы) -
Д.п. -
П.п.
Опорные слова луна, земля конь, окно печь, степь

Проверка – таблица на экране (слайд 5).

Дополнительный вопрос: почему в таблице именно эти падежи?

Какой вывод вы можете сделать: когда пишется в падежных окончаниях -е, а когда -и?

Задание №3: просклоняйте существительные на -ия, -ий, -ие: армия, санаторий, произведение (слайд 6).

Обратите внимание на окончания в родительном, дательном и предложном падежах. Какой вывод вы можете сделать? (слайд 6)

Задание № 4: - составьте алгоритм правильного написания падежного окончания существительного: 1 группа – полный алгоритм,  2 группа – с использованием слов-подсказок, т.е. слов с ударным окончанием (после обсуждения в группе к доске выходят по представителю от каждой группы и записывают 2 варианта алгоритма).

Проверка:

1 группа:

 1. поставить слово в н.ф.

 2. определить склонение

 3. определить падеж

 4. по таблице определить окончание

 5. написать правильную букву.

2 группа:

1. поставить слово в н.ф.

2. определить склонение

3. подобрать опорное слово

4.поставить опорное слово в тот же падеж

5. написать окончание, как в опорном слове

- Молодцы! Вы настоящие исследователи! А теперь соберем воедино оба составленных алгоритма и получим алгоритм, которым и будем пользоваться сегодня на уроке (слайд 7). 

Попробуйте рассказать правило по данному алгоритму.

Первичное закрепление

- упр. 530

Физкультурная минутка

Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Объяснительный диктант.

Вдоль дороги, около оранжереи, запах полыни, из поездки по Америке, первенство в соревновании, быть на лекции, по тропинке к станции, книги по истории, говорить о воспитании, спустился на парашюте, в огромно здании.

Подведение итогов урока

- Карточка  по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных» (Приложение 4).

Выставление оценок

-Как вы оцениваете вашу работу в группе?

Домашнее задание (слайд 8)

КАРТОЧКА

по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»

Задание: вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных.

Это лето мы с товарищ .. м провели у моей бабушк ..  в деревн .. . Деревня расположилась далеко от станц ..   , на берегу узкой, но глубокой речк .. .
      По утрам мы бегали к речк.. купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуг.. отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в вод.. .
      Если на неб.. нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купан  ..    залезаем в густые заросл.. малины. Они растут у самой кромк ..  воды.
      Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдых .. .

(По В. Пескову)

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика