Тема урока: «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
5 класс.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока:
1) повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, совместно с учащимися открыть правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; 2) Познакомить с алгоритмом зависимости выбора написания о - е после шипящих в существительных от морфемы (корня, окончания); 3) развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по вариантам; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) воспитывать творческие способности учащихся; 7) формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, ценностных ориентаций.
Оборудование: компьютер, презентация №10, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний, где побываем в гостях у шипящих согласных (слайд 1). Познакомимся с правилами распорядка их жизни, а также у вас будет уникальная возможность поговорить с ними, услышать те проблемы, которые их волнуют, а также задать свои вопросы. Шипящие согласные приготовили для вас загадку, связанную с новой темой нашего урока. Нам с вами предстоит отгадать эту загадку и научиться правильно находить новую орфограмму в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Кто готов отправиться в гости к шипящим, поднимите руки.
Итак, наше путешествие начинается. Обратите внимание на тему урока (слайд 2). Найдите и подчеркните шипящие, которые вы здесь увидели. Выписываем шипящие буквы Ш, Щ, Ч. Однако чуда не произошло и мы не попали в гости к шипящим буквам. Почему? Нам не хватает одной шипящей. Какой? Правильно Ж.
- Вот мы и в гостях у шипящих (слайд 3).
Ребята, шипящие вас благодарят и приглашают вместе с ними поехать на бал (слайд 4). По дороге шипящим встретилась согласная буква Ц. " Ах, какая я несчастная",- произнесла буква Ц , - мой звук Ц не имеет пары, он глухой и твердый, а мне так хочется иметь друзей среди согласных букв». Шипящие подумали и решили взять с собой букву Ц на бал.
Зная, что принцесса Орфограмма любит новые правила, наши друзья решили удивить ее и придумали загадку. Давайте мы вместе с принцессой попробуем разгадать эту загадку (слайд 5) (на рисунке напечатаны существительные с написанием гласной о после шипящих и Ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с поднятым молотком. Над гласной о поставлено ударение. На другом рисунке напечатаны слова с написанием гласной е после шипящих и Ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с опущенным молотком. Ударение не поставлено).
- Как вы думаете, что зашифровано на каждом из этих рисунков?
- На каждом из этих рисунков зашифрована часть нового правила, которую мы с вами должны разгадать. Соединив эти две части, мы отгадаем загадку наших друзей (учащиеся приходят к выводу, что после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, а без ударения пишется буква е). Принцесса Орфограмма рада, что вы отгадали зашифрованное правило (слайд 6).
Первичное закрепление
- Работа с учебником. Открываем страницу 221, параграф 101.Работа в парах. Друг другу рассказывают правило. Учебник закрывается и несколько учащихся по желанию рассказывают правило с примерами.
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
- Ребята, принцессе так понравилось новое правило, что она решила немедленно применить его на практике. Для этого выполним упражнение 556 на странице 221. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужной форме.
- Какую похожую орфограмму, связанную с шипящими, мы уже с вами изучали?
- Почему так важно знать, в какой части слова находится орфограмма? (Правило о правописании о - е после шипящих в корне слова задано было повторить дома, поэтому дети без труда вспоминают его и объясняют важность знания морфем слова, чтобы правильно применить правило).
- Составляется алгоритм рассуждения различия этих орфограмм:
-определите, в какой части слова находится орфограмма, выделите ее.
-если орфограмма в корне, подберите проверочное слово. Если слово можно изменить так, чтобы слышалась Е, то в корне пишем е, если нет, то пишем о.
-если орфограмма в окончании, то нужно поставить ударение. Если ударение падает на окончание, то пишем букву о, если не падает, то букву е.
- Упр. 560 на странице 222 (все выполняют упражнение в тетради, один ученик заполняет таблицу на интерактивной доске, устно объясняя условие выбора букв о или е) (слайд 7).
Способ проверки: взаимопроверка.
- Мы с вами находимся во дворце принцессы Орфограммы (слайд 8). С минуты на минуту должен начаться бал. К сожалению, гласные О и Е начали спор и не хотят уступать друг другу место. Ребята, помирите их, выполним следующее задание: запишите существительные в творительном падеже, используя предлоги над, под, перед, с.
- Лексико-орфографическая работа. Пока мы с вами работали и мирили гласные О и Е, куда-то пропали шипящие буквы ш и щ. Вот они о чем- то спорят. Давайте послушаем их спор.
- Почему ты назвала меня невежей? Конечно, ты невежа: не можешь выучить правило и правильно применить его.
- А ты не знаешь значение слов «невежа» и «невежда».
- Ребята, давайте попробуем разобраться в этом споре. Кто такой «невежа» и «невежда»? Разобраться нам поможет диалог между двумя мальчиками, о котором мы узнаем из упражнения № 558. ( Из упражнения учащиеся узнают, что невежей называют грубого невежливого человека, а невежда - это необразованный, несведущий человек.)
Подведение итогов урока
Самостоятельная работа.
- Ребята, принцесса Орфограмма осталась довольна жителями своей страны и тем порядком, который воцарился в ней. Но ее величеству очень хотелось бы знать как вы на практике научились применять изученное сегодня правило.
- Задание по вариантам (1, 2, 3 вариант) различного уровня сложности (слайд 9):
1 вариант (уровень «5») - списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их написание. Придумать продолжение текста из 2-х, 3-х предложений.
2 вариант (уровень «4») - списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их написание.
3 вариант (уровень «3») – пользуясь правилом на стр. 221 учебника, списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их написание.
Выставление оценок
Домашнее задание (слайд 10)
1 вариант. Подберите и запишите 6-7 слов с буквами е - о после шипящих в корне слова и 6-7 слов с правописанием о - е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Из упражнения 556 на странице 221 сделать фонетический разбор слова «идем» и синтаксический разбор третьего предложения.
2 вариант. Сочинить сказку о шипящих согласных. Сделать фонетический разбор любого слова на выбор. Синтаксически разбор любого предложения.
КАРТОЧКА
по теме «Буквы ё – о после шипящих в корне»
I вариант
Задание: обведите в кружочек необходимую гласную.
Представьте себе, что однажды вы забрели в лесную трущ(о, ё)бу. Глухой стеной окружают вас ч(о, ё)рные ели. Каждый ш(о, ё)рох заставляет испуганно вздрагивать. Вот где-то слышится ш(о, ё)пот лесного ручья. Скорей туда!
По тоненькой ж(о, ё)рдочке переходите ручей и по бурелому мчитесь к мерцающему просвету, к реш(о, ё)тчатой ограде вашего жилья. Ничего, что оцарапаны лоб и щ(о, ё)ки. Впереди свет и тепло!
КАРТОЧКА
по теме «Буквы ё – о после шипящих в корне»
II вариант
Задание: обведите в кружочек необходимую гласную.
Озеро около берегов было засыпано ворохами ж(о, ё)лтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось брать ч(о, е)лн и выезжать на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась ч(о, ё)рной.
Так мы ловили разноцветных окуней, прож(о, ё)рливые щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в своем ж(о, ё)лтом наряде, в солнце и туманах…
(К. Паустовский)