Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное»
5 класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Форма урока: урок-экскурсия
Цели урока:
1) обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Имя существительное»; 2) закрепить умения находить имя существительное в тексте; 3) совершенствовать речевые и орфографические навыки; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 6) воспитывать чувство коллективизма и любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, презентация №11, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
-Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное» (слайд 1). Перед нами карта-путеводитель (слайд 2), на ней указан наш маршрут. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали!
Систематизация и обобщение материала
Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (слайд 3). Правильно, перед нами деревня Собственников.
- Как вы думаете, какие существительные здесь живут? (собственные и нарицательные)
- Верно. Какие слова будем относить к собственным?
- У собственных существительных кто по соседству живет?
- Что они обозначают?
- Ребята, жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика (слайд 4):
Нарицательные имена существительные |
Собственные имена существительные |
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
Взаимопроверка.
- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
- Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? Выполним небольшое задание по вариантам: Iвариант записывают имена собственные и через тире их лексическое значение, II вариант записывают нарицательные и через тире их лексическое значение: Рентген (немецкий ученый), рентген (просвечивание рентгеновскими лучами); орёл (птица), Орёл (город); земля (суша), Земля (планета Солнечной системы).
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями. Теперь мы продолжим свой путь. Посмотрите, какая красота – река Олицетворяемая (слайд 5). Если искупаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? (неживой предмет может стать живым...)
- Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? (признак одушевленности и неодушевленности)
- Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? (вопросы Кто? Что?, смысл, форма множественно числа винительного падежа…).
Прежде чем отправится дальше, необходимо выполнить упражнение: Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов (слайд 5):
Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
Реклама кукла, рябина, пейзаж, земляника.
Объясните, почему такое «несовпадение»?
- Отправляемся дальше! Ребята, наш автобус въезжает в село Родное! (слайд 6). Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку можно отличать друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой.
- Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им (слайд 6).
Упражнение: Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.
- Здесь есть слова общего рода. Но и есть существительные, называющие профессия, род занятий, общественное положение, употребляемые для обозначения лиц как мужского, так и женского родов. Придумайте предложения с такими словами, из которых было бы ясно, о мужчине или о женщине идет речь.
- Молодцы! Следуем дальше по стране «Имя существительное». Ребята, мы приехали на хутор Численный (слайд 7). Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идет речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. Это единственное и множественное число. Но мы не должны забывать и об особой группе имен существительных. Давайте наведем порядок в следующей неразберихе (слайд 7):
Существительные, которые имеют форму только единственного числа | Существительные, которые имеют форму только множественного числа |
- молодежь, студенчество, человечество
- часы, грабли, брюки
- шахматы, будни, каникулы
- молотьба, удивление, косьба
- Карпаты, Афины, Сокольники
- Какой фонетический закон наблюдается в четвертой группе? (озвончение).
Физкультурная минутка
Систематизация и обобщение материала (продолжение)
- Наш автобус двигается дальше. На нашем пути усадьба Мастеров (слайд 8). У здешних мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы. Давайте на 2 минуты тоже станем мастерами и «построим» новые имена существительные. В скобках указан способ образования. Кто быстрее? (слайд 8).
- Футбол (суффиксальный) -
- Храбрый (суффиксальный) -
- Погода (приставочный) -
- Город (приставочный) -
- Стакан (прис.-суф.) -
- Служить (прис.-суф.) -
- Луна, ходить (сложение основ) -
- Железо, бетон (сложение основ) -
- А какой способ словообразования вы знаете еще? (сложение сложносокращенных слов).
- Очень хорошо! Ребята, наш автобус въезжает в поселок Склоняемый (слайд 9). А что такое склонение?
- На сколько групп поделены жители данного поселка? (на три).
В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание (слайд 9).
(Один человек, комментируя, работает у интерактивной доски, остальные в тетрадях).
1 склонения | 2 склонение | 3 склонение |
Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, площадь.
- Молодцы! Двигаемся дальше! Перед нами город Орфографический! (слайд 10).
- Как вы думаете, кто правит в этом городе? (орфограммы). Жители города – орфограммы предлагают проверить ваши знания, выполнив упражнение.
Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания (слайд 10).
Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.
- А теперь, в заключении нашей экскурсии, жители города Орфографического предлагают выполнить задание с сайта «Грамота.Ру» (http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_101) (слайд 11).
Все учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, разбирая вслух по два предложения.
Подведение итогов урока
- Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди еще много интересного. Мне хочется дать вам один совет:
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
За годом год, за шагом шаг
Впадайте в изумленье!
Все будет так или не так
Через одно мгновенье!
Выставление оценок
Домашнее задание (слайд 12)
Хочется верить, что и домашнее задание вы выполните с не меньшим интересом.
Задание для всех: повторить все орфограммы имени существительного (по учебнику).
Задание по выбору:
- Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.
- Составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
- Составить кроссворд по теме «Имя существительное».