foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное»

 

5 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Форма урока: урок-экскурсия

Цели урока:

1) обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Имя существительное»; 2) закрепить умения находить имя существительное в тексте; 3) совершенствовать речевые и орфографические навыки; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 6) воспитывать чувство коллективизма и любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, презентация №11, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

-Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное» (слайд 1). Перед нами карта-путеводитель (слайд 2), на ней указан наш маршрут. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали!

Систематизация и обобщение материала

Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (слайд 3). Правильно, перед нами деревня Собственников.

- Как вы думаете, какие существительные здесь живут? (собственные и нарицательные)

- Верно. Какие слова будем относить к собственным?

- У собственных существительных кто по соседству живет?

- Что они обозначают?

- Ребята, жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика (слайд 4):

Нарицательные имена существительные

Собственные имена

существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

Взаимопроверка.

- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

- Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? Выполним небольшое задание по вариантам: Iвариант записывают имена собственные и через тире их лексическое значение, II вариант записывают нарицательные   и через тире их лексическое значение: Рентген (немецкий ученый), рентген (просвечивание рентгеновскими лучами); орёл (птица), Орёл (город); земля (суша), Земля (планета Солнечной системы).

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями. Теперь мы продолжим свой путь. Посмотрите, какая красота – река Олицетворяемая (слайд 5). Если искупаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? (неживой предмет может стать живым...)

- Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? (признак одушевленности и неодушевленности)

- Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? (вопросы Кто? Что?, смысл, форма множественно числа винительного падежа…).

Прежде чем отправится дальше, необходимо выполнить упражнение: Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов (слайд 5):

Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

Реклама кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Объясните, почему такое «несовпадение»?

- Отправляемся дальше! Ребята, наш автобус въезжает в село Родное!    (слайд 6). Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку можно отличать друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой.

- Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им (слайд 6).

Упражнение: Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.

- Здесь есть слова общего рода. Но и есть существительные, называющие профессия, род занятий, общественное положение, употребляемые для обозначения лиц как мужского, так и женского родов. Придумайте предложения с такими словами, из которых было бы ясно, о мужчине или о женщине идет речь.

- Молодцы! Следуем дальше по стране «Имя существительное». Ребята, мы приехали на хутор Численный (слайд 7). Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идет речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. Это единственное и множественное число. Но мы не должны забывать и об особой группе имен существительных. Давайте наведем порядок в следующей неразберихе     (слайд 7):

Существительные, которые имеют форму только единственного числа Существительные, которые имеют форму только множественного числа

- молодежь, студенчество, человечество

- часы, грабли, брюки

- шахматы, будни, каникулы

- молотьба, удивление, косьба

- Карпаты, Афины, Сокольники

- Какой фонетический закон наблюдается в четвертой группе? (озвончение).

Физкультурная минутка

Систематизация и обобщение материала (продолжение)

- Наш автобус двигается дальше. На нашем пути усадьба Мастеров      (слайд 8). У здешних мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы. Давайте на 2 минуты тоже станем мастерами и «построим» новые имена существительные. В скобках указан способ образования. Кто быстрее? (слайд 8).

  • Футбол (суффиксальный) -
  • Храбрый (суффиксальный) -
  • Погода (приставочный) -
  • Город (приставочный) -
  • Стакан (прис.-суф.) -
  • Служить (прис.-суф.) -
  • Луна, ходить (сложение основ) -
  • Железо, бетон (сложение основ) -

-  А какой способ словообразования вы знаете еще? (сложение сложносокращенных слов).

- Очень хорошо! Ребята, наш автобус въезжает в поселок Склоняемый (слайд 9). А что такое склонение?

- На сколько групп поделены жители данного поселка? (на три).

В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание (слайд 9).

(Один человек, комментируя, работает у интерактивной доски, остальные в тетрадях).

1 склонения 2 склонение 3 склонение

Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, площадь.

- Молодцы! Двигаемся дальше! Перед нами город Орфографический!      (слайд 10).

- Как вы думаете, кто правит в этом городе? (орфограммы). Жители города – орфограммы предлагают проверить ваши знания, выполнив упражнение.

Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания (слайд 10).

Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.

- А теперь, в заключении нашей экскурсии, жители города Орфографического предлагают выполнить задание с сайта «Грамота.Ру» (http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_101)  (слайд 11).

Все учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, разбирая вслух по два предложения.

Подведение итогов урока

- Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди еще много интересного. Мне хочется дать вам один совет:

Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

За годом год, за шагом шаг

Впадайте в изумленье!

Все будет так или не так

Через одно мгновенье!

Выставление оценок

Домашнее задание (слайд 12)

Хочется верить, что и домашнее задание вы выполните с не меньшим интересом.   

Задание для всех: повторить все орфограммы имени существительного (по учебнику).

Задание по выбору:

- Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.

- Составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.

- Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика