Тема урока: «Этимология слов. Этимологические словари»
Урок русского языка в 6 классе.
Форма урока: урок объяснения нового материала
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с еще одним разделом науки о языке – этимологией; формировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;
развивающая: развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;
воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов; воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Оборудование: мультимедийный проектор (или телевизор с DVD-плеером) , учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.). Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю Шведовой, «Этимологический словарь.
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint ; раздаточный материал.
План урока:
Содержание этапов урока: |
Методы и формы работы:
|
1. Оргмомент
|
Приветствие |
2. Мотивация деятельности
|
Слово учителя |
3. Актуализация знаний, частичная проверка выполнения домашнего задания |
Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала (морфемный, словообразовательный разбор с использованием слов, лексическое значение слова); создание проблемной ситуации |
3. Объяснение нового материала
|
Совместный поиск решения (наблюдение за языковыми фактами, их анализ, сравнение, обобщение); установка на запоминание и применение нового материала; использование презентации; материалов учебника; |
4. Деятельность учащихся по теме урока
|
Выполнение упражнения; работа в парах; подбор примеров, составление предложений с использованием нового языкового материала; работа со словарями; организация частично-поисковой деятельности; выработка алгоритма анализа языковых единиц; выполнение аналитической самостоятельной работы; использование презентации; подготовленные устные сообщения учащихся; решение занимательных лингвистических задач |
5. Итоги урока, рефлексия
|
Самостоятельная формулировка учащимися выводов по теме; оценивание своей деятельности на уроке; выставление оценок учителем, комментарии |
6. Домашнее задание
|
Комментарии к выполнению дифференцированного домашнего задания |
1. Оргмомент. Приветствие
2. Мотивация деятельности. Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно.
Оформление записей в тетради: число, классная работа; тема урока сообщается после выполнения первого задания.
3. Актуализация знаний и умений
Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово).
Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
С помощью каких морфем образуются новые слова?(приставка, суффикс, приставка и суффикс одновременно).
Задание 1 . Образовать новые слова. Каким способом они образованы? (у доски работает ученик)
Вред – …. (безвредный), след - … (бесследный), облако - … (безоблачный), учить- … (учитель), задача - … (задачник), осина -… (подосиновик)
Записать в столбик три слова (в тетради оставить строку для записи темы урока): самоварный, тепловозный, водолазный (из упр.127, заданного на дом).
- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н- ). Они похожи по составу, как близнецы.
- А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня –паш-? Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню?
На все эти вопросы может ответить единственная наука – этимология. Запись темы урока (слайд1).
¨ Определение этимологии (слайд 2): греч. etymologia от etimon –«истинное значение слова»;
¨ это наука об истинном (или первоначальном) значении слова.
Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Еще быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их начального смысла утрачивается; дело учёных-этимОлогов древности было восстанавливать её. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.
Чтение материала учебника на с.60, §27.
- Чем мы сегодня, по вашему мнению, будем заниматься? Сегодня нас интересует этимологический разбор слова.
Однако этот разбор невозможен без двух других. Каких? (слайд 3)
Сообщение о слове «рукопашный» (Слово рукопашный всем нам хорошо известно по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино». Помните: «Что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой…». Слишком часто мы произносим слова, не задумываясь об их исторических связях, исторических корнях и родственниках. Вот и рукопашный – все произносят, но мало кто может объяснить его исконный смысл. Давайте рассуждать: если в слове прилагательного ВОДОЛАЗНЫЙ – сложное существительное ВОД-О-ЛАЗ (от вода и лазить), то, может быть, РУКОПАШ-Н-ЫЙ – от РУК-О-ПАШЬ? В словаре О.И.Даля мы и вправду можем найти эту таинственную РУКОПАШЬ: это «схватка, ручной бой, холодным оружием, дубинами и кулаками». Но остальное мы можем узнать только из этимологического словаря. Существительного ПАШЬ (от глаг. ПАХ-АТИ) сейчас нет в словаре. Означало оно «МАХАТЬ». И у Даля мы найдем однокоренные слова: «опахивать», т.е. «обмахивать». (Может быть, кто-то слышал слово «опахало» - «веер, снаряд для навевания прохлады»). А как разобрать это слово в современном языке? В слове РУКОПАШНЫЙ мы выделим окончание –ый и корень рукопашн- (т.к. в языке не сохранились слова «рукопашь» и «пахать» в значении «махать»).
- Какие выводы можно сделать из данного сообщения? Зачем нужно «зрить в корень»? Необходимо задумываться об исторических связях слов, заглядывать в словари (в толковый и этимологический, там можно почерпнуть много интересной информации), при разборе слова по составу учитывать современные слова-родственники и т.п.
- Что мы можем узнать в этимологическом словаре? Материал для наблюдения на С.101 (джем, ошеломить, седой). Слайд 4
- Как работает этимолог? Этимология не только занимательное, но и довольно путаное занятие.
- Давайте познакомимся с этимологией некоторых слов (слайды 5-9).
Задание 3. (слайд 5 с решением!). Перед вами слова-славянизмы, если мы вспомним некоторые закономерности изменений в языке, то легко найдем слова-«родственники» (их может быть несколько) среди следующих слов (распечатки задания на партах), соедините их стрелками (работа в парах) :
колокол околица
колобок облако
еда недуг
дюжий колея
подпруга ржавый
печень рысь
презрение наволочка
пекарня пружина
рыжий клацать
позор влачиться
печаль зрелище
медведь беспечный
Слайд 5 с ответами. Комментарии к заданию: учащиеся вспомнят историческое чередование корней –оло-/-ла-, -оро-/-ра- (наволочка, облако, облечь, влачиться; колокол, клацать); увидят выпадение гласных (рыжий, ржавый; позор, зрелище, презрение); живой интерес вызовет слово медведь (некоторые учащиеся удивляются, как это они не замечали очевидное); помощь наверняка потребуется в словах с чередующимися согласными (дюжий – «здоровый», недуг; замшевый, мох; пружина, подпруга, напряжение) и словами «дальними родственниками», утерявшими видимую семантическую связь(печень, беспечный, пекарня; колобок, колесо, околица, колея).
- Какие открытия вы для себя сделали, выполняя задание? Помогают ли знакомые слова понять значения непонятных родственных им слов? (например, колокол – клацать, т.е. «звенеть», «звякать»)
- Зачем нужно знать о происхождении слов? (Ответы учащихся: Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать).
Сейчас вы получите еще один ключик к тайне некоторых заимствованных слов (слайды 11, 12).
Задание 4. Запись в тетради примеров с данными корнями. На партах толковые словари – для нахождения значений неизвестных слов. Составить и записать 1-2 предложения с данными словами (по выбору учащегося).
Помощь учителя:
грецизмы |
Их значение |
Производные слова |
грамм(ат) |
буква, запись |
телеграмма, граммофон, грамматика, стенограмма, программа |
поли |
много |
полиглот, Полинезия, полигон, полиграфия, поликлиника, Поликарп |
фант |
воображение |
фантом, фантазия, фантомас, фантастика |
хрон |
время |
синхронный, анахронизм, хронометр, хронический, хронология, хроника |
анти |
против |
антипатия, Антарктида, антоним, Антон, антипод |
ман |
любитель |
меломан, мания, графоман, библиомания, наркомания |
латинизмы |
|
|
акв |
вода |
акватория, акваланг, аквариум, акварель |
ду |
два |
дубль, дублёр, дуэль, дуэт |
сан |
здоровый |
санитария, санитар, санировать, санаторий |
терр |
земля |
терраса, терракотовый, территория, партер |
суб |
под |
субмарина, субординация, субтитры |
Чтобы закрепить восприятие этих слов, составьте и запишите 1-2 предложения с любыми из них. Чтение получившихся предложений, корректировка учителем и учащимися недочетов и речевых ошибок.
В ходе работы подчеркиваем, что знание заимствованных морфем и производных слов помогает запомнить правописание некоторых непроверяемых слов.
Далеко не все стороны увлекательной науки этимологии мы сегодня рассмотрели, но все же провести исследовательскую работу уже можем.
Задание 5. Попробуйте представить себя на месте ученого-этимолога и путем лингвистического исследования сделайте этимологический анализ слова СУТКИ.
Как будем работать? Составляем алгоритм анализа слова: 1) разберём слово по составу, учитывая возможное историческое членение на морфемы: су-тк-и; 2) докажем, что такое членение возможно; для этого приведем примеры слов с приставкой СУ-: сумерки, суглинок (су- вносит оттенок неполноты, также эту приставку приравнивают с приставками с- и со-); 3) пробуем найти в современном языке слова, корни которых сходны по звучанию с –тк-: ткнуть, соткать, стыковка; 5) –И – показатель множественного числа.
- Какие выводы можно сделать? Какое значение заключено в данном слове? Сутки обозначают единицу времени, образуемую слиянием дня и ночь. Интересно, что даже в развитых европейских языках: английском, испанском, французском, немецком и итальянском – понятие «сутки» может быть выражено лишь словами день и ночь или двадцать четыре часа.
- А знаете ли вы, словами из скольких языков мы пользуемся в каждодневной речи? (слайд 13).
Класс – латинского происхождения. Школа - слово греческое. Портфель – французское, ранец – немецкое, карандаш – тюркское, тундра – финское, конфета – итальянское, чай – китайское, сахар – хинди, каратэ – японское, шоколад – из языка ацтеков, бегемот - из иврита.
Вот сколько!
Этимолог делает сопоставительный анализ слов из одного языка, из языков родственных, из других языков.
Итоги урока: Вы убедились, что в русском языке еще очень много тайн и загадок. Чтобы решить их, нужно изучать историю нашего языка и историю народа (и не только родного). Чем важна наука ЭТИМОЛОГИЯ? Человеку мало понимать, ЧТО значит то или иное слово. Человек желает знать, ПОЧЕМУ оно значит именно это. Этимология не только проясняет значение слов, но и облегчает их написание.
Рефлексия. Что понравилось на уроке? Какие виды заданий было особенно интересно делать? Чему вы удивились? О происхождении каких слов вам хотелось бы узнать?
Оценивание работы на уроке, комментарии.
Домашнее задание: дифференцированные задания: упр. 178, упр. 179, сообщения об истории возникновения слов НЕДЕЛЯ и ЗАМШЕВЫЙ.
Список использованной литературы
1. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993
2. На уроке и после урока. Материалы по занимательной грамматике. Сборник статей из опыта учителей/сост. А.В.Прудникова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962
3. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/авт.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007
4. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989
5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная асвета», 1964
6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов. М.: Просвещение, 1982
7. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989
8. Иванова В.А., Потиха З.А. и др.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990
9. Кобяков Д.Ю. Бессмертный дар. Повесть о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965
10. Кобяков Д.Ю. Слово о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1976
11. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982
12. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я.Беседы о русском слове. М., «Знание», 1976
13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998
14. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: Кн.для внеклас.чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1987
15. Успенский Л.В. Почему не иначе. Этимологический словарик школьника. Москва, «Детская литература», 1967