foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Тема урока: Буквы О – А в корне -КОС – КАС-

 

Урок русского языка в 6 классе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок-открытие

Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (упражнения, работа с книгой, проблемно-поисковый метод).

Цель: знакомство уч-ся с условиями выбора букв О-А в корне –КОС-КАС.

Задачи:

  • формировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корне –кос-кас;
  • развивать орфографическую зоркость  и навык соотносительного анализа;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Орг. момент ( 1мин)

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». Не забывайте о правильной осанке! Итак, начинаем урок.

Актуализация знаний (3 мин)

- (СЛАЙД 1) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами два столбика слов. Почему на ваш взгляд, мы разделили слова на две группы? (потому что первый столбец – слова с чередующимися гл. в корне, второй – с безуд. гл. в корне слова).

-         - Какие мы знаем корни с чередованием? (корни бир – бер \\ -мир -  - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-, -раст – - ращ - - рос).

-         Скажите, пожалуйста, а какая морфема по вашему мнению самая главная? (Корень)

-         Я согласна с Вами, что корень – очень важная часть слова. Но тем не менее и другие морфемы не менее важны. Сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная.

Объяснение нового материала (10 мин)

-         (СЛАЙД 2) Итак, тема нашего урока «Буквы о и а в корне –кос- и –кас-». Откройте тетради, запишите число «13 октября», «Классная работа».

-         А теперь отложите ручки и послушайте удивительную сказку о двух братьях.

-         (СЛАЙД 3) За тридевять земель, в царстве Русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. (СЛАЙД 4) Прислуживали ей два брата – КОС и КАС. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных (СЛАЙД 5).

Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев КОС и КАС, того награжу по-царски». (СЛАЙД 6)

Со всех земель невиданного царства съехались гласные, согласные, суффиксы, корни, приставки, ударение. Ребята, давайте и мы поможем королеве.

(СЛАЙД 7) Перед вами слова с пропущенными буквами.  Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

 Задание: Спиши, вставь пропущенные буквы. Объясни графически.

Р..стение,  предпол..гать,  пол..жение, изб..рать, зам..реть, бл..стательный.

Прик..снуться, прик..саться.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

-А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило? (да)

- Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений? (тоже есть чередование гласных в корне, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили).

(СЛАЙД 8) Давайте вернемся к словам «прикоснуться, прикасаться».

И добавим еще два: «прикосновение и касание».

Проведем наблюдение: один человек работает у доски.

-  Запишите эти слова, выделите корни, подчеркните гласную в корне. Если есть суффикс –а- после корня, то выделите его.

- А теперь скажите, что вы заметили? (СЛАЙД 8) От какой морфемы зависит написание гласной в корне?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс –а-,  пишется корень –кас-, а  в словах, в которых после корня нет суффикса  -а- ,  пишется корень –кос-.

- Молодцы. Теперь вы готовы сформулировать правило.

Ученики формулируют правило (В корне – кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс –а-, и буква О, если этого суффикса нет).

- Проверим себя по учебнику  (стр. ____ – чтение правила). 

- А теперь послушайте, чем же закончилась сказка?

Суффикс А оказался самыми шустрыми, слишком уж ему понравились братья КОС и КАС. Он быстро подскочил к брату КАС.  Да так и остался  навсегда с ним.

С тех пор как увидит царица суффикс А, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец КАС. 

Закрепление изученного (СЛАЙД 9) (23 мин)

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас » пиши всегда.

- А сейчас проведём необычную физкультминутку. Обратите внимание на доску. Перед Вами домики братьев КАС и КОС. Их сейчас нет дома. Я предлагаю Вам угостить их конфетами, положив угощение в окно. Конфеты лежат на парте. На каждой конфете написано слово, Вам надо определить какая гласная пишется в корне и опустить туда конфету. Итак, начинаем с первой парты по очереди (каждый выходит, берет конфету, читает слово, объясняет написание, опускает конфету в домик).

- Молодцы! Справились с этим заданием! А теперь выполним упр. _____ из учебника (1 ученик работает у доски на оценку).

- Доп. задание: распределить слова на 2 столбика (о – а).

Растительный мир, личная неприкосновенность, крошечный росток, правила сложения, лёгкое касание, имя прилагательное, выращивать цветок, трудное положение, выросли деревья, касаться рукой.

- Задание в группе:

«Кто больше?» (кто больше придумает слов с корнями кос и кас). Время пошло.

Обобщение изученного. Рефлексия (7 мин)

Ребята, закрыли учебники. Скажите, пожалуйста:

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?

- Тест на карточках (КАРТОЧКА № 1»).

Тест

Найдите слово с корнем –кас-

А. К..сание.

Б. К..снулся.

В. Прик..сновение.

Г. К..снется.

Найдите слово с корнем –кос-

А. К..сается.

Б. Прик..сался.

В. К..сательная. .

Г. К..снись.

Найдите ряд слов с чередующимися гласными в корне:

А.  Прилагательное, замирать.

Б. Приближаться, наслаждаться.

 

«КАРТОЧКА №2».Вставьте пропущенные слова.

Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корнях ____ - ____, нужно посмотреть, _____есть ли     ________________.

Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________нет______________, то в корне пишем гласную ____ .

Например:___________________________________

- Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание. Упр. _____ с. _____

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика