Тема урока: Буквы О – А в корне -КОС – КАС-
Урок русского языка в 6 классе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-открытие
Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (упражнения, работа с книгой, проблемно-поисковый метод).
Цель: знакомство уч-ся с условиями выбора букв О-А в корне –КОС-КАС.
Задачи:
- формировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корне –кос-кас;
- развивать орфографическую зоркость и навык соотносительного анализа;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Орг. момент ( 1мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». Не забывайте о правильной осанке! Итак, начинаем урок.
Актуализация знаний (3 мин)
- (СЛАЙД 1) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами два столбика слов. Почему на ваш взгляд, мы разделили слова на две группы? (потому что первый столбец – слова с чередующимися гл. в корне, второй – с безуд. гл. в корне слова).
- - Какие мы знаем корни с чередованием? (корни бир – бер \\ -мир - - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-, -раст – - ращ - - рос).
- Скажите, пожалуйста, а какая морфема по вашему мнению самая главная? (Корень)
- Я согласна с Вами, что корень – очень важная часть слова. Но тем не менее и другие морфемы не менее важны. Сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная.
Объяснение нового материала (10 мин)
- (СЛАЙД 2) Итак, тема нашего урока «Буквы о и а в корне –кос- и –кас-». Откройте тетради, запишите число «13 октября», «Классная работа».
- А теперь отложите ручки и послушайте удивительную сказку о двух братьях.
- (СЛАЙД 3) За тридевять земель, в царстве Русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. (СЛАЙД 4) Прислуживали ей два брата – КОС и КАС. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных (СЛАЙД 5).
Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев КОС и КАС, того награжу по-царски». (СЛАЙД 6)
Со всех земель невиданного царства съехались гласные, согласные, суффиксы, корни, приставки, ударение. Ребята, давайте и мы поможем королеве.
(СЛАЙД 7) Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Задание: Спиши, вставь пропущенные буквы. Объясни графически.
Р..стение, предпол..гать, пол..жение, изб..рать, зам..реть, бл..стательный.
Прик..снуться, прик..саться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
-А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило? (да)
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений? (тоже есть чередование гласных в корне, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили).
(СЛАЙД 8) Давайте вернемся к словам «прикоснуться, прикасаться».
И добавим еще два: «прикосновение и касание».
Проведем наблюдение: один человек работает у доски.
- Запишите эти слова, выделите корни, подчеркните гласную в корне. Если есть суффикс –а- после корня, то выделите его.
- А теперь скажите, что вы заметили? (СЛАЙД 8) От какой морфемы зависит написание гласной в корне?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс –а-, пишется корень –кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень –кос-.
- Молодцы. Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило (В корне – кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс –а-, и буква О, если этого суффикса нет).
- Проверим себя по учебнику (стр. ____ – чтение правила).
- А теперь послушайте, чем же закончилась сказка?
Суффикс А оказался самыми шустрыми, слишком уж ему понравились братья КОС и КАС. Он быстро подскочил к брату КАС. Да так и остался навсегда с ним.
С тех пор как увидит царица суффикс А, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец КАС.
Закрепление изученного (СЛАЙД 9) (23 мин)
Если видишь, что за корнем
появился суффикс А.
То, без всякого сомненья,
Корень « Кас » пиши всегда.
- А сейчас проведём необычную физкультминутку. Обратите внимание на доску. Перед Вами домики братьев КАС и КОС. Их сейчас нет дома. Я предлагаю Вам угостить их конфетами, положив угощение в окно. Конфеты лежат на парте. На каждой конфете написано слово, Вам надо определить какая гласная пишется в корне и опустить туда конфету. Итак, начинаем с первой парты по очереди (каждый выходит, берет конфету, читает слово, объясняет написание, опускает конфету в домик).
- Молодцы! Справились с этим заданием! А теперь выполним упр. _____ из учебника (1 ученик работает у доски на оценку).
- Доп. задание: распределить слова на 2 столбика (о – а).
Растительный мир, личная неприкосновенность, крошечный росток, правила сложения, лёгкое касание, имя прилагательное, выращивать цветок, трудное положение, выросли деревья, касаться рукой.
- Задание в группе:
«Кто больше?» (кто больше придумает слов с корнями кос и кас). Время пошло.
Обобщение изученного. Рефлексия (7 мин)
Ребята, закрыли учебники. Скажите, пожалуйста:
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Какие новые знания вы усвоили?
- Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
- Что показалось наиболее интересным?
- Тест на карточках (КАРТОЧКА № 1»).
Тест
Найдите слово с корнем –кас-
А. К..сание.
Б. К..снулся.
В. Прик..сновение.
Г. К..снется.
Найдите слово с корнем –кос-
А. К..сается.
Б. Прик..сался.
В. К..сательная. .
Г. К..снись.
Найдите ряд слов с чередующимися гласными в корне:
А. Прилагательное, замирать.
Б. Приближаться, наслаждаться.
«КАРТОЧКА №2».Вставьте пропущенные слова.
Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корнях ____ - ____, нужно посмотреть, _____есть ли ________________.
Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________нет______________, то в корне пишем гласную ____ .
Например:___________________________________
- Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика.
Карточка эмоционального состояния
Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________ |
Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин)
Домашнее задание. Упр. _____ с. _____
Карточка эмоционального состояния
Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________ |
Заполните карточку значками
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был(а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен |
Карточка эмоционального состояния
Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________ |
Заполните карточку значками
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был(а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен |
Карточка эмоционального состояния
Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________ |
Заполните карточку значками
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был(а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен |