Лид
Что такое "Лид"?
Лид – это та часть текста, которая следует сразу за главной мыслью, выраженной в хэдлайне, и раскрывает основные аспекты события по мере убывания их значимости.
Длина лида – 25 – 50 слов, т.е. 4 – 5 предложений.
Прочитав хэдлайн, читатель говорит себе: «Ага, мне понятно, про что эта история» или «Ого, какое интересное событие!». Если его заинтересовал ваш материал, то читатель хочет узнать еще больше. Именно лид призван дать ему тот объем информации, который удержит его внимание дальше и заставит искать дополнительные подробности, факты, мнения и т.д. в самом тексте.
Если хэдлайн мы с вами сравнивали с витриной, то лид – это прилавок, на котором разложены все товары. Только увидев их, покупатель решит, нужны ли ему такие покупки, или быстро выйдет за дверь, разочарованный тем, что витрина его обманула.
Читая лид, ваш читатель окончательно делает выбор, и это наиболее ответственный момент для журналиста, поскольку именно в этот момент определяется судьба вашего материала. Если лид сумеет убедить читателя, что ему очень интересно или необходимо узнать о событии больше, то он с легкостью переходит к тексту. Если автор его не убедил, то следующие десятки слов окажутся никому не нужным сплетением слов. При этом будет уже не важно, хорошо или плохо написан сам текст, какова его композиция, сколь богат его язык и разнообразны содержащиеся в нем факты, - читатель уже потерян, и текст останется непрочитанным.
Как вы думаете, какая основная функция лида? (Основная функция лида – привлечение внимания читателя). У какой части текста еще такая функция? (у хэдлайна)
Давайте запишем задачи лида:
- быстро и четко привлечь внимание читателя, раскрыв ему основные аспекты события,
- настроить читателя на то, что узнать еще больше подробностей,
- убедить в том, что у него достаточно оснований прочитать все до конца.
Таким образом, мы получаем три задачи, выражающиеся в 3-х глаголах: привлечь – настроить – убедить
6 вопросов
Запомните, что лид ведёт диалог с читателем, отвечая на естественные вопросы, которые рождаются у него в голове, когда он узнает о событии их хэдлайна или заголовка. Существует шесть ключевых наиболее встречающихся вопросов.
Прямой лид обычно строится на основе этих шести вопросов. Рассмотрим их.
ЧТО? – ставится на первое место, если событие носит сенсационный характер, само по себе является необычным, значимым, масштабным. Несут ключевое значение: пожары, катастрофы, землетрясения. Употребляются вместе со словами: «впервые», «в последний раз», «единственный».
«Единственный концерт Лучано Поваротти пройдет в Большом зале Ленинского мемориала».
ГДЕ? – если случившееся событие зависит от того места, где оно произошло, поскольку это место нетипично для такого рода событий (Красная площадь, Храм Христа Спасителя, Поклонная гора).
«В новой школе встретят 1 сентября дети Беслана».
КОГДА? – стоит на первом месте в сообщениях, имеющих ключевое слово «сегодня», «завтра», «вчера», «накануне (какого-либо знаменательного события)».
«8 мая, накануне Дня Великой Победы, все ветераны школы получили памятные подарки и поздравления».
КТО? – популярные актеры, звезды, герои, президенты и т.д.
«Президент России Владимир Путин посетил с неофициальным визитом…».
«Алла Пугачева устроила свой сольный концерт на День района в поселке Лотошино».
ПОЧЕМУ? – почти никогда не стоит на первом месте. Исключение, если причина события очень необычна.
«Нападение акулы на туристку стало причиной закрытия пляжа и запрета заходить в воду».
КАК? – тоже почти никогда не стоит на первом месте.
«Без парашюта и каких-либо вспомогательных приспособлений совершил свой рекордный прыжок с высоты 2000 метров канадский иллюзионист…»
Таким образом, после написания лида прочтите его еще раз и подумайте, а все ли написанное вами правильно и действительно важно. Убедитесь, что слова, написанные вами, лучше всего передают вашу мысль. Не торопитесь, найдите время перечитать вступление еще раз и сопоставить его со всем текстом. Каждый раз, работая над текстом, помните, что именно вступлением вы завоевываете внимание или наоборот бесповоротно его теряете. Постарайтесь сделать так, чтобы стали интересны сразу, не надейтесь на будущие достижения.
Д/з: Попытайтесь придумать или найти в газетах и журналах вступления, соответствующие каждому вопросу, т.е. 6 вступлений.
Напишите самостоятельно вступление-КТО? Пофантазируйте – какая известная личность приехала в наш район, куда и на какое мероприятие (примерно 5 предложений).