Урок по "Васюткино озеро" В. П. Астафьева
На вводном уроке «В.П. Астафьев «Васюткино озеро» учитель знакомит учащихся 5 класса с биографией В.П. Астафьева. Учитель обращается к презентации «В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (Приложение 1) на этапах «Формулирование темы и целей урока», «Изучение нового материала», а также при завершении урока, показывая наглядно классу тему урока, портрет В.П. Астафьева, его родину и родителей, отмечает на слайдах важные даты из жизни В.П. Астафьева, а также обращает внимание учащихся на слово «автобиографичность» с последующей записью в тетрадь. Благодаря наглядности у учащихся возникает интерес к уроку, повышается мотивация учебной деятельности. Яркие и красочные слайды помогут учащимся вникнуть в тему урока, самостоятельно осознать увиденные картины природы, где жил писатель. Этапы урока, на которых будет показана презентация, отмечены в «Таблице №1».
Таблица №1
Этапы урока |
Ход урока |
Примечание |
Формулирование темы и целей урока |
- Сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем Виктором Петровичем Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В. Астафьев для нас особенно значим, им мы должны гордиться, как он восхищался нами, своими земляками. Запишите тему урока «В.П. Астафьев «Васюткино озеро. |
Слайд №1 |
Изучение нового материала |
- Виктор Петрович Астафьев, посмотрите внимательно на его портрет, – предельно искренний и правдивый современный писатель. Он родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая сибирская тайга.
Виктор Петрович родился в семье крестьянина (мать Лидии Ильинична Потылицина и отец Петр Павлович Астафьев). Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону (это плети из бревен) и утонула. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, в душе писателя остались светлые воспоминания. Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовой рабочий». Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске. Ему там поставлен памятник. Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года.
- Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями Виктора Петровича Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». Самостоятельно познакомьтесь с историей создания рассказа «Васюткино озеро». Для этого прочитайте статью «Судьба рассказа «Васюткино озеро» в учебнике на странице 117. - Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера. Давайте запишем в тетрадь что такое «автобиографичность». Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. -Скажите, пожалуйста, в чем проявилась автобиографичность в этом рассказе? Правильно! Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность.
|
Слайд №2
Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5
Слайд № 6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
|
|
|
Слайд №12 |
Творческие задания для пятиклассников с использованием компьютерных технологий по рассказу «Васюткино озеро»
Поскольку произведение «Васюткино озеро» прочитано ребятами во время летних каникул, то примерно за две недели до изучения данного рассказа можно задать учащимся творческое задание, которое они будут готовить к последнему занятию по произведению. Для этого необходимо разделить класс на группы.
Например, одним из творческих заданий можно предложить следующее – создание рекламных проектов по прочитанному произведению «Васюткино озеро. Рекламу необходимо придумать так, чтобы тому, кто не читал это произведение, захотелось его прочитать.
Сделать этот проект нужно в программе Microsoft PowerPoint, использую анимации, музыку, картинки по данной тематике из сети Интернет. Данное задание можно предложить не всем учащимся, а выделить из класса четыре-пять микрогрупп, причем за каждым представителем группы закрепить обязанности. Например, один учащийся ищет картинки для презентации-рекламы, другой занимается подбором музыки, третий соединяет полученное в одно целое, четвертый анимирует картинки, надписи и переходы слайдов. Таким образом задание получится, безусловно, творческим, поскольку у каждого участника группы есть возможность проявить свою фантазию. Кроме того, это творческое задание – коллективное. Объединение всех элементов (картинок, музыки, анимаций и т.д.) в единое целое, т.е. создание презентации, обязательно должно быть совместным, учитывающим мнение всей группы. Сделать презентацию группа может в компьютерном классе школы.
Такие творческие задания способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления, а также сочетают в себе индивидуальную работу с групповой.
В Приложении 2 показана одна из презентаций-реклам, которую могут сделать учащиеся 5 класса к уроку. Рассмотрим ее подробнее.
На 1 слайде появляется непосредственно анимированное слово «Реклама». На 2 слайде – портрет В.П. Астафьева, поскольку читатель должен представлять себе, чью книгу он собирается читать и как выглядит сам автор. На 3 слайде представлены книги писателя, чтобы читатель знал, какие еще произведения писал Астафьев. Важно, что на этом слайде также использовано высказывание самого Виктора Петровича Астафьева об основе его произведений. Начиная со следующего слайда и до конца, идет реклама рассказа «Васюткино озеро». Один слайд включает в себя обложку книги «Васюткино озеро», другой – одно из главных правил тайги: «Тайга хлипких не любит!». На остальных же слайдах представлены иллюстрации по рекламируемому произведению. На последнем слайде – призыв: «Читайте «Васюткино озеро»!»
Интересно также, что реклама сопровождается музыкой. В данной рекламе использована классическая музыка – «Отзвуки вальса» Г.В. Свиридова.
Оформив рекламу таким образом, используя анимации картинок, названий, переходов слайдов, а также музыкальное сопровождение, учащиеся сдают учителю свою работу на оценку, а на заключительном по произведению уроке продемонстрируют свою рекламу.
Оставшимся учащимся в классе можно задать индивидуальные творческие задания, которые позволят проконтролировать приобретенные знания, умения и навыки.
Одним из таких индивидуальных творческих заданий может быть следующее: составить кроссворд по художественному произведению «Васюткино озеро», выполненный в программе Microsoft PowerPoint.
В Приложении 3 для примера помещена презентация «Кроссворд к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»». Кроссворд включает в себя восемь вопросов. Безусловно, на 1 слайде появляется название кроссворда. А затем на каждом слайде появляется по одному вопросу. Как только отгадывается вопрос, ответ, по щелчку компьютерной мыши, вносится в кроссворд. Затем появляется следующий вопрос, и так – пока не будут отгаданы все восемь вопросов кроссворда.
Другим индивидуальным творческим заданием для пятиклассников может быть следующее: найти (или нарисовать) иллюстрации к тексту (5 – 7), а также придумать обложку к книге «Васюткино озеро», оформить в программе Microsoft PowerPoint.
В Приложении 4 представлена презентация иллюстраций по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро», которую могли бы сделать пятиклассники. Рассмотрим ее подробнее.
Все слайды имеют звуковое сопровождение – музыка из песни М. Боярского «Голубка». 1 слайд оформлен красочно, включает в себя имя автора, название произведения, и, конечно же, обложку к данному рассказу. Затем, начиная со 2 слайда, размещены рисунки к рассказу «Васюткино озеро». Важно, что к каждому рисунку подобрана цитата из данного произведения, поскольку целью этой творческой работы является не просто набор картинок, а глубоко осознанная работа с произведением, подбор рисунков по самым важным эпизодам, а цитаты помогут точнее вспомнить изображенные на рисунках эпизоды.
Таким образом, выполняя творческие задания, учащиеся самостоятельно прорабатывают изучаемый материал, проявляют свою фантазию, воображение и внимательность, а также формируют навыки работы в группе.
Игра-презентация «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Игру «Звездный час» можно провести на заключительном уроке по произведению или на внеклассном мероприятии по изученному рассказу «Васюткино озеро» (Приложение 5). Внеклассное мероприятие будет даже интереснее и полезнее, поскольку на него можно пригласить в качестве зрителей ребят из 6, 7 классов; учащимся этих классов не помешает еще раз вспомнить рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Урок построен в виде игры «Звездный час». В игре участвует весь класс. У каждого ученика есть сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Они должны поднимать карточку с тем номером, который они считают правильным ответом. В игре три тура. В каждом туре по семь вопросов. За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочки. По окончанию первого тура выбывают те участники, которые вообще не получили звездочек и те, у кого от одной до трех звезд.
После второго тура остаются два участника. В случае большого количества участников учитель задает дополнительный вопрос по произведению.
В третьем туре необходимо подробно пересказать отрывок из произведения «Первая ночь в лесу» от лица Васютки (1 участник) и от лица деда Афанасия (2 участник).
В финал выходит участник, набравший больше звездочек. В финальном задании участнику (или участникам, если в финал прошли оба учащихся) предлагается пересказать один из эпизодов на выбор: «охота на глухаря», «встреча с лесным озером», «наконец-то Енисей!», «Васютка дома».
Игра составлена с помощью программы Microsoft PowerPoint. Слайды очень красочные, использованы анимации, яркие рисунки, что позволит заинтересовать учащихся 5 класса. При появлении правильного ответа нужная картинка анимируется: либо мигает, либо увеличивается. Многие картинки взяты из Интернета.
В игру включены вопросы, которые обычно обсуждаются на уроках при изучении данного произведения, некоторые сведения были показаны учащимся на вводном уроке в презентации. Данная игра позволит выявить знания учащихся. Она является своеобразной формой контроля. К тому же стимул – победить – посодействует активности учащихся во время игры.