Рабочая программа "Юный журналист" 1-й год обучения
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения «Юный журналист» разработана на основе краткого курса «Основы творческой деятельности журналиста» (Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2009. – 272с. – серия «Краткий курс»).
Дополнительная образовательная программа «Юный журналист» рассчитана на 1 год. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 17 лет.
Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку.
Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.
Данный курс предусматривает ознакомление с такими темами, как «Профессия-журналист: призвание или увлечение», «Методы получения информации. Индивидуальный стиль», «Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи». Программа включает освоение и таких тем, как «Мемуарный жанр. Личный дневник» и «Эпистолярный стиль. Письмо» с углублением в историю их возникновения. Чтобы научиться правильно проверять и редактировать собственное сочинение в программу «Юный журналист» включено занятие «Я – редактор». Интересными для изучения являются такие темы занятий, как «Зарисовка. Фотозарисовка», «Заголовок. Лид», «Хэдлайн».
Данная программа предусматривает овладение навыками написания заметки, репортажа, очерка, эссе, различных видов интервью, рецензии, отзыва, статьи. Кроме того курс «Юный журналист» направлен на воспитание интересов к журналистике как профессии, на выявление индивидуальных особенностей учащихся.
Фактически после каждого теоретического занятия в программу включены практические занятия, направленные на отработку умений и навыков написания текстов различных жанров, а также на выработку индивидуального стиля в подготовке материалов. Результаты приобретенных умений и навыков фиксируются с помощью «Портфеля творческих успехов», который заводится на каждого учащегося и включает в себя все индивидуальные письменные работы.
В программу включено проведение конкурсных творческих работ. В конце изучения каждого раздела предполагается защита итоговых творческих работ учащихся.
Благодаря занятиям в кружке «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, учатся оценивать события с нравственных позиций, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Основные требования к учащимся при изучении основ журналистики:
- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих домашних заданий.
Продолжительность занятий: данная программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по расписанию.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, зарисовки, эссе, статьи, рецензии, очерки, репортажи, интервью.
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка материалов публицистического стиля.
Цель и задачи
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией; научить грамотно писать текст определенного жанра.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение начальными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Методы и формы
Методы:
- лекция;
- беседа;
- чтение и обсуждение текстов публицистического жанра из газет, журналов и сети Интернет;
- самостоятельное написание статей (интервью, эссе и др.);
- обсуждение сочинений, подготовленных учащимися.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы подведения итогов:
- «Портфель творческих успехов».
Учебно-тематический план
№ п\п |
Название тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
I |
Творческая деятельность журналиста |
|
|
|
1 |
Вводное занятие. Профессия – журналист: призвание или увлечение. Посвящение в юные журналисты |
2 |
2 |
4 |
2 |
Публицистический стиль |
1 |
3 |
4 |
3 |
Методы получения информации. Индивидуальный стиль |
1 |
1 |
2 |
4 |
Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи |
1 |
1 |
2 |
5 |
Итоговое занятие «Творческая деятельность журналиста». Защита творческих работ |
|
2 |
2 |
II |
Проба пера |
|
|
|
6 |
Мемуарный жанр. Личный дневник |
1 |
1 |
2 |
7 |
Я – редактор. Методика работы с текстом |
1 |
1 |
2 |
8 |
1 |
1 |
2 |
|
9 |
Конкурс творческих работ |
|
1 |
1 |
10 |
Роль фотографии в газете. Конкурс |
|
1 |
1 |
11 |
Повествование |
1 |
1 |
2 |
12 |
Описание |
1 |
1 |
2 |
13 |
Рассуждение |
1 |
1 |
2 |
14 |
Итоговое занятие «Проба пера». Защита творческих работ |
|
2 |
2 |
III |
Газетно-журнальные жанры |
|
|
|
15 |
1 |
1 |
2 |
|
16 |
Конкурс творческих работ |
|
1 |
1 |
17 |
1 |
1 |
2 |
|
18 |
1 |
1 |
2 |
|
19 |
Репортаж и его виды. Требования к репортеру |
1 |
2 |
3 |
20 |
Конкурс творческих работ |
|
1 |
1 |
21 |
1 |
2 |
3 |
|
22 |
1 |
2 |
3 |
|
23 |
Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог |
1 |
3 |
4 |
24 |
Конкурс творческих работ |
|
1 |
1 |
25 |
Рецензия |
1 |
1 |
2 |
26 |
Отзыв |
1 |
1 |
2 |
27 |
1 |
4 |
5 |
|
28 |
1 |
1 |
2 |
|
29 |
Итоговое занятие «Газетно-журнальные жанры». Защита творческих работ |
|
2 |
2 |
IV |
Творческая практика |
|
|
|
30 |
Подготовка материалов публицистического стиля. Их творческое оформление |
|
5 |
5 |
31 |
Конкурс итоговых творческих работ |
|
1 |
1 |
32 |
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих успехов» |
|
1 |
1 |
|
Всего: |
21 |
47 |
72 |
Содержание программы
I. Творческая деятельность журналиста
Вводное занятие. Профессия – журналист: призвание или увлечение. Посвящение в юные журналисты. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Формирование представлений о профессии журналиста.
Публицистический стиль.
Методы получения информации. Индивидуальный стиль. Три пути получения информации: опыт и личное наблюдение, участие в событии; источники информации; коммуникативный (общение с источником информации). Широкое и узкое значение «стиля».
Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи. Стадии создания журналистского произведения. Его структура и композиция. Использование фигур речи для усиления выразительности высказывания.
Итоговое занятие «Творческая деятельность журналиста». Защита творческих работ.
II. Проба пера
Мемуарный жанр. Личный дневник. О понятии «мемуары». Дневник как литературный жанр. История дневника. Основные правила ведения дневника.
Я – редактор. Методика работы с текстом. Правка текста. Условные обозначения речевых недочетов. Первое, второе, третье чтение.
Эпистолярный стиль. Письмо. Понятие «эпистолярный жанр». Стереотипные выражения в письме. История письма.
Конкурс творческих работ.
Роль фотографии в газете. Конкурс.
Повествование. Функционально-смысловые типы речи. Тип «повествование». Рассказ. Построение рассказа.
Описание. Тип «описание». Описание природы, помещения, животного, предмета, человека.
Рассуждение. Тип «рассуждение». Схема рассуждения. Рассуждение в публицистическом стиле.
Итоговое занятие «Проба пера». Защита творческих работ.
III. Газетно-журнальные жанры
Зарисовка. Фотозарисовка. Сюжет зарисовки. Общие правила фотозарисовки.
Конкурс творческих работ.
Заметка и ее особенности. Факт в заметке. Виды комментария. Элементы заметки.
Заголовок. Лид. Цель заголовка. Функции заголовка. Понятие «лид», его задачи. Лид «6 вопросов».
Репортаж и его виды. Требования к репортеру. Понятие «репортаж». Композиция репортажа. Важнейшие особенности репортажа. Виды репортажа.
Конкурс творческих работ.
Очерк. История возникновения жанра. Разновидности очерка.
Эссе. Специфика эссе. Разновидности эссе.
Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог. Особенности жанра, его виды. Характеристика каждого вида.
Конкурс творческих работ.
Рецензия. Понятия «рецензия», «рецензент». Советы пишущему рецензию.
Отзыв. Композиция текста. Языковые средства, использующиеся при написании отзыва.
Статья. Понятие «статья». Языковые и композиционные особенности статьи.
Хэдлайн. Понятие «хэдлайн». Принципы создания и основные правила хэдлайнов. Последовательность действий.
Итоговое занятие «Газетно-журнальные жанры». Защита творческих работ.
VI. Творческая практика
Подготовка материалов публицистического стиля. Их творческое оформление.
Конкурс итоговых творческих работ.
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих успехов».
Список литературы
- Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 104с.
- Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2009. – 272с.
- Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие / под общей ред. Я.Н. Засурского. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 528с.
- Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 287с.
- Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч.1. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Изд. дом «С-инфо»; Изд. «Баласс», 1998. – С. 151 – 166.
- Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч.2. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Изд. дом «С-инфо»; Изд. «Баласс», 1998. – С.25-35, 37 – 50.